Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

«Кинообозрение» с Андреем Загданским. Фильм Криса Смита «Бассейн».




Александр Генис: В сегодняшнем выпуске «Кинообозрения» ведущий этой рубрики Андрей Загданский представит нашим слушателям крайне оригинальный фильм «Бассейн», снятый американским режиссером Крисом Смитом и вызвавший большой интерес среди любителей независимого кино. Странности этой картины начинаются с того, что она идет на хинди. Так получилось, объяснил Смит, когда выяснилось, что лучшие актеры, собранные для съемок, просто не знали английского. У микрофона ведущий кинообозрения «Американского часа» Андрей Загданский. Прошу вас, Андрей!



Крис Смит, «Бассейн»


Chris Smith , ‘ The Pool


Андрей Загданский: Картина режиссера Криса Смита «Бассейн» принадлежит к тому значительному, в количественном смысле, классу фильмов, которые предназначены, в первую очередь, для жюри международных кинофестивалей. В фильме есть все необходимые элементы фестивального успеха. Первое – экзотическое место съемок, Гоа в Индии. Место, которое так любят русские туристы. Второе экзотическое - язык. Все герои в фильме говорят на хинди, с редким вкраплением английских слов. В фильме есть, если не классовая борьба, то классовое неравенство, классовое противопоставление, что тоже интересно, если не массовому зрителю, то членам международного жюри. Есть в картине и смысловая принципиальная метафора. И эта метафора вынесена в название фильма - «Бассейн». Бассейн в доме, в Индии, является не только знаком классовой принадлежности - бассейн могут позволить себе только очень богатые люди - но бассейн можно хотеть, возжелать, почти как символ прохлады и комфорта. В то же самое время бассейн может стать символом семейного краха, смерти, в бассейне можно утонуть, он несет с собой угрозу. Что происходит в картине? Подросток из бедной семьи, Жингир, работает в отеле в Гоа. Он убирает, моет, чистит, спит на полу. Дом и семья - далеко в деревне. У него есть приятель Вентатеш, совсем еще мальчишка лет десяти, из той же деревни. Он работает в этом же городке в ресторане, и тоже спит на полу. Друзья держатся друг за друга. Они вместе обедают, вместе продают на базаре пластиковые кульки (есть такой бизнес для самых, самых бедных), оба мечтают о школе, оба безграмотные. У Жингира есть увлечение: его влечет богатый дом в городе, где никогда нет хозяев, и где в запущенном саду магическим, притягательным кристаллом светится голубой бассейн. В свободное от работы время Жингир забирается на дерево напротив дома, и смотрит на этот запущенный безлюдный сад и прохладный голубой бассейн. И вот однажды возбужденный Жингир видит, что в этом доме появились люди. Возле бассейна в кресле сидит девушка и читает книгу. По саду ходит мужчина и как-то медленно, нехотя, наводит порядок в саду. Он сообщает о приезде хозяев своему приятелю Вентатешу. Может быть, они оба чувствуют, что приезд хозяев должен изменить их жизнь навсегда. «Бассейн» - немногословная картина, в которой мало что происходит, и фильм развивается почти до самого конца по очень популярному принципу в сегодняшнем кино, назовем его недосказанностью. Все принципиальные драматические события в жизни героев изъяты из повествования. Остается лишь повседневный шум, мусор, в котором зрителю предстоит самостоятельно отличить и увидеть признаки прошлых взрывов и построений в жизни героев. Эта, найденная когда-то в европейском кино, формула повествования находит свое применение сегодня, и очень любопытно, что все это происходит в Индии на языке хинди. Лучшая часть фильма это история детского оптимизма, детской выносливости в условиях нищеты, отсутствия образования и какой-либо реальной перспективы на изменение в жизни. К сожалению, в финале картины авторы не удержались от мелодраматического поворота. Повернув историю в назидательную причту о добре и самопожертвовании, они дали зрителям, в качестве вознаграждения, сладкую конфету. Изменилась перспектива, все рассказанное ранее стало не погружением в другую, неизвестную мне жизнь и реальность, но всего лишь поводом, предлогом для назидательной истории.



Александр Генис: Андрей, слушая вас, я не мог не вспомнить другой фильм, столь же экзотический по материалу - «Даржилинг экспресс», который мне чрезвычайно понравился, потому что он сделан действительно необычно, он раскачивает наши представления о реальности. А именно такое кино я больше всего люблю. Что происходит с Индией, почему этот фильм снят в Индии, зачем это понадобилось режиссеру?



Андрей Загданский: Между этими картинами ничего общего, в действительности, нет. Если фильм «Даржилинг экспресс» дает какое-то экзотическое погружение для нас, то в этом фильме экзотики нет, наоборот, автор как можно больше борется с экзотикой.



Александр Генис: Тогда для чего же он выбрал Индию?



Андрей Загданский: Ну, как говорил Шкловский, «каждый автор ищет отстранения материала». Другой материал дает возможность вам по-другому посмотреть на знакомые вещи. Автор хотел отстранить свою притчу, наверное, этого он и добивался, когда делал картину. Другой вопрос - до какой степени ему это удалось?






XS
SM
MD
LG