Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

В Третьяковской галерее открылась выставка Оскара Рабина


Оскар Рабин. «Скрипка и ромашки». 1971 год. <a href = "http://www.museum.ru/N34733" target=_blank> Источник изображения сайт Museum.ru</a>.

Оскар Рабин. «Скрипка и ромашки». 1971 год. <a href = "http://www.museum.ru/N34733" target=_blank> Источник изображения сайт Museum.ru</a>.

В этом году классику советского нонконформизма Оскару Рабину исполнилось 80 лет. Этой дате посвящена большая персональная выставка художника, открывшаяся в Третьяковской галерее. По признанию приехавшего на вернисаж из Франции автора, многие свои картины он видит впервые спустя много лет.


Картины Оскара Рабина на любой выставке узнаешь издалека и ни с чьими другими не перепутаешь. Почерк художника сложился еще в те времена, когда в барак в Лианозове, где он жил, приезжали единомышленники (отсюда название «Лианозовская школа»); когда Рабин участвовал в «Измайловской» и «бульдозерной» выставках. Все также темен колорит, по-прежнему головокружительна игра с масштабами, да и излюбленные мотивы повторяются (игральные карты, кособокие домишки, ржавая селедка, обрывки газет, прежде советских – теперь французских).


Корреспондент Радио Свобода обратился к художнику с вопросом:


– Около года назад у вас была выставка в Музее личных коллекций, она тоже была ретроспективная. Чем эта отличается от прежней?


– Нет, все-таки ту выставку нельзя назвать ретроспективной. Во-первых, само количество картин – там 40 картин было. Во-вторых, они не представляли настолько широко то, что я делал. Там была наша семейная выставка, это я, жена, наш покойный сын, художник тоже. Вот как-то вернулись обратно, на свою родину со своими картинками. А это, в общем, моя персональная выставка, в которой я уже отвечаю, отчитываюсь перед вами как художник.


– Есть здесь совсем новые вещи?


– Ну, вот последняя моя работа, на ней заканчивается эта экспозиция. Там разные лекарственные препараты и прочее, потому что жена болела, и в это время я эту картину писал.


– Это натюрморт?


– Натюрморт-пейзаж. Там еще и наши портреты есть, вот жены и меня.


И это тоже давняя традиция. На картинах разных лет мы – среди прочих - встречаем портреты жены Оскара Рабина художницы Валентины Кропивницкой. Вместе с нею подходим к работе 70-х годов, где на мрачном фоне с темными бараками изображена в профиль молодая женщина в костюме эпохи Возрождения. Золотом сияют рукава платья, в пшеничного цвета волосах - золотой обруч.


Валентина Кропивницкая замечает:


– Это в Лианозове, тогда одно время он увлекался такими вещами: для старинных картин брал современных людей, одевал их в древние одежды. Вот это одна из таких картин.


– Ваш супруг реально одевал вас в такие старинные одежды, как это делали старые мастера, или это он дофантазировал?


– Фантазировал, конечно. Откуда было взять такие наряды?


В 1978 году Оскару Рабину разрешили выехать во Францию, но запретили вернуться в Советский Союз. Его картины находятся в частных и музейных собраниях многих стран. Организаторам выставки пришлось проделать огромную работу, чтобы собрать их сейчас в едином пространстве.


XS
SM
MD
LG