Ссылки для упрощенного доступа

Под Петербургом открывается памятник глухонемым-жертвам политических репрессий


Программу ведет Сергей Тарасов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Татьяна Вольтская.



Сергей Тарасов: 29 октября на Левашовском мемориальном кладбище под Петербургом открывается Памятник глухонемым-жертвам политических репрессий.



Татьяна Вольтская: Одно из самых нелепых дел – «дело Ленинградского общества глухонемых» - было сфабриковано в недрах НКВД в 1937 году. На глухих людей возвели обвинение в том, что они создали фашистско-террористическую организацию. Говорит председатель петербургского «Мемориала» Владимир Шнитке.



Владимир Шнитке: У нас бы один случай, когда просто человека глухонемого обвиняли в том, что он выступал на митинге с антисоветскими речами. Его расстреливали. А он был глухонемой. И сейчас, когда мы читаем эти дела, это жутко, а тогда – пришла разнарядка на Ленинград: 4 тысячи расстрелять. Вот они первых попавшихся набирали, чтобы можно было как-то сформулировать обвинение, в результате вместо четырех расстреляли 40 тысяч.



Татьяна Вольтская: «Делом глухонемых» занималась рабоче-крестьянская милиция. О том, что это было за дело, хорошо знает руководитель центра «Возвращенные имена» при Российской национальной библиотеке, где готовятся тома «Ленинградского мартиролога», Анатолий Разумов.



Анатолий Разумов: В четвертом томе «Ленинградского мартиролога» написал об этом деле воспоминания Инсбургский, один из немногих, кто получил лагеря, а почти все были расстреляны. Обвинили их в немецком шпионаже, часть обвинений была. У кого-то были родственники в Германии, он получал оттуда сигареты. Это же была в то время нацистская Германия, и в сигареты вкладывались какие-то этикетки пропагандистского характера. И вот это было зачтено как листовки, а их пропаганда – антреволюционная, антисоветская и так далее. Какие-то доносы были. И арестовали, в общем, почти все руководство Общества глухонемых, и почти всех расстреляли.



Татьяна Вольтская: Анатолий Разумов говорит, что, рассказывая о себе, уцелевший в лагерях Инсбургский не переставал удивляться: какие же мы шпионы? Действительно, он чуть ли не единственный среди своих подельников мог немного говорить, остальные были полностью глухонемые.



Анатолий Разумов: В то время начальником Ленинградского управления НКВД был Леонид Жаковский. В январе 1938 года Жаковский был переведен заместителем Ежова в Москву. Так получилось, что в московских тюрьмах собралось очень много инвалидов, и Жаковский говорит: «А что вы с ними чикаетесь? У нас в Ленинграде мы просто оформляли по первой категории – на расстрел, и все. Что с ними в лагерях-то возиться?» Так и поступили, и в Москве было расстреляно еще больше инвалидов.



Татьяна Вольтская: В Ленинграде из 55 арестованных глухонемых было расстреляно 35, самому младшему было 22 года. Памятник им представляет вертикальную плиту с изображением решетки, за которой - две ладони с расставленными пальцами.


XS
SM
MD
LG