Ссылки для упрощенного доступа

Министр иностранных дел Грузии Эка Ткешелашвили о позиции Тбилиси по отношению к конфликтам в Южной Осетии и Абхазии


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Андрей Шароградский.



Александр Гостев: Накануне гостем пражской штаб-квартиры Радио Свобода была министр иностранных дел Грузии Эка Ткешелашвили, которая в эксклюзивном интервью нашей радиостанции сорфмулировала нынешнюю позицию официального Тбилиси по отношению к территориальным конфликтам в Южной Осетии и Абхазии, оценила роль России в этих конфликтах и выразила надежду на то, что, в отличие от апрельского саммита НАТО, на декабрьском совещании министров оборны Североатлантического союза,Грузии будет предоставлена "дорожная карта" - план присоединения страны с НАТО. Интервью с главой внешнеполитического ведомства Грузии мы предлагаем вашему вниманию



Андрей Шароградский: В течение долгого времени Тбилиси пытался привлечь международное внимание к конфликтам в Абхазии и Южной Осетии. С одной стороны, это, в конце концов, удалось, хоть и дорогой ценой. С другой стороны, оба региона, возможно, теперь потеряны для Грузии, а влияние в них России существенно укрепилось. Как в такой ситуации Грузия планирует вернуть Абхазию и Южную Осетию?



Эка Ткешелашвили: Мы понимаем, что это будет непростой процесс. В то же время это процесс, к которому мы должны относиться очень серьезно и конструктивно. Это не только вопрос государственного устройства Грузии. Это касается очень многих людей, сотен тысяч людей, изгнанных из своих домов. Когда мы говорим о решении этого конфликта, мы говорим о том, как сложится жизнь этих людей. Они хотят вернуться в свои дома, чтобы жить там, жить в нормальных условиях и в безопасности. Это для нас главный приоритет. Территориальная целостность лежит в основе всех переговоров, которые мы ведем, но направляющий принцип для нас - именно отношение к человеческим жизням, к правам человека.



Андрей Шароградский: Учитывая нынешнее влияние России в сепаратистских регионах, как вы собираетесь добиваться своей цели?



Эка Ткешелашвили: Это должны быть скоординированные усилия международного сообщества. Мы уверены, что добьемся успеха в этом случае. Россия пока не демонстрирует желания быть конструктивной и добиваться положительных изменений в сложившейся ситуации. Действия России по-прежнему представляют собой большую опасность. Россия обязана вывести свои войска на позиции, которые они занимали до 6 августа. Это означает полный вывод войск со всей территории Грузии, включая Южную Осетию и Абхазию. Но Россия, наоборот, направила туда еще больше солдат. Мы не видим конструктивных шагов с российской стороны. Мы видим действия, прямо противоречащие обязательствам, взятым на себя Россией при подписании соглашения о прекращении огня.



Андрей Шароградский: А каковы, по-вашему, цели России в этом конфликте, и удается ли ей добиться этих целей?



Эка Ткешелашвили: Если анализировать ситуацию, то очевидно, что Россия не достигла целей, которые преследовала, вторгаясь в Грузию. Правительство Грузии не сменилось, Грузия отворачивается от России к Западу, двери НАТО и Европейского Союза для нас не закрыты. Мир и Европа по-прежнему очень жестко говорят о диверсификации энергоресурсов и своей энергетической независимости от России. С этой точки зрения, Россия проиграла. Все, чего ей удалось добиться, - практически никем не поддержанное признание Южной Осетии и Абхазии. Это не та цель, которую Россия ставила перед собой.



Андрей Шароградский: Россия создает постоянные военные базы в югоосетинском городе Джава и в городах Гудаута и Очамчира в Абхазии. Ходят слухи, что в порт Очамчира Россия хочет перевести свой черноморский флот из Севастополя. Что Грузия может сделать, чтобы не допустить этого?



Эка Ткешелашвили: Лично я не думаю, что Россия хочет переводить свой флот с украинской базы. Она просто делает вид, что хочет этого. Проблема Крыма и Украины стоит очень серьезно. Существует страх того, что Россия будет очень активно пытаться влиять на политическую обстановку на Украине, чтобы эта страна оказалась снова в зависимости от России вместо того, чтобы стать частью западного сообщества. Информация, поступающая из Крыма, очень тревожна. Применяется тот же метод, что и в Грузии, где раздавались российские паспорта местным жителям - ради той же цели, что и в Грузии. Россия действует в очень опасной манере, нарушая не только фундаментальные принципы международного законодательства, но и обязательства соглашения по прекращению огня. Создание баз в Южной Осетии и Абхазии противоречит не только международным законам, требующим уважать территориальную целостность суверенного государства, но и условиям соглашения о перемирии. Если Россия продолжит создавать эти базы, мы в одиночку не сможем помешать этому. Должно будет вмешаться международное сообщество.



Андрей Шароградский: Москва обвиняет Украину в поставках вооружений Грузии во время вооруженного конфликта с Абхазией и Южной Осетией. Эти обвинения имеют под собой какие-то основания?



Эка Ткешелашвили: Не думаю, что хоть какие-то основания для этого есть. Когда мы пришли к власти после "революции роз", Грузия во всех областях (в том числе и в военной) было разоренным государством. Нам достались в наследство устаревшая инфрастуктура, разрушенные базы, неработающее оружие. Мы не отвечали ни одному критерию современного цивилизованного государства. Это не была милитаризация Грузии, это были шаги по строительству нормального государства. Так что Россия может обвинять нас, но это, скорее, внутреннее дело суверенного государства Грузия и суверенного государства Украина, чем дело России.



Андрей Шароградский: В декабре состоится встреча министров обороны стран НАТО. Ожидаете ли вы, что Грузии будет предложена так называемая "дорожная карта" - план присоединения к Североатлантическому союзу?



Эка Ткешелашвили: Прежде всего надо отметить, что "дорожная карта" часто интерпретируется как членство в НАТО, но это не так. Если у вас есть "дорожная карта", то вы - член клуба, если нет - то вы остались за закрытыми дверями в обозримом будущем. "Дорожная карта" - это путь к членству в НАТО. Мы считаем ошибкой, что нам не была предоставлена "дорожная карта" в Бухаресте. С одной стороны, Союз НАТО решил, что мы можем стать его членом, однако вопрос предоставления нам "дорожной карты" остался нерешенным. Россия воспользовалась этим. Теперь для нас очень важно, чтобы НАТО заявило твердо о том, что двери Союза для нас открыты. Как было решено в Бухаресте. Россия не достигла своей главной цели - закрыть перед Грузией двери в НАТО. Точка. Но впереди процесс, в ходе которого мы должны выработать общее с Союзом НАТО понимание по поводу того, какой будет "дорожная карта" и когда будет принято окончательное решение. Мы хотели бы надеяться, что декабрьское рассмотрение вопроса о дорожной карте будет первым и последним - и мы получим ее. Но, если этого не случится, для нас не наступит конец света. Потому что мы верим, что Грузия, в конце концов, станет членом НАТО, и что Россия не сможет этому помешать, какие бы усилия ради этого ни предпринимались.


XS
SM
MD
LG