Ссылки для упрощенного доступа

Новая жизнь в СИЗО: плюс полметра в камере и книги в карцере


Начальник следственных изоляторов и тюрем ФСИН против заключения женщин
Начальник следственных изоляторов и тюрем ФСИН против заключения женщин

31октября работники российских следственных изоляторов и тюрем отмечают профессиональный праздник. Руководитель этих подразделений генерал-майор Валерий Телюх в четверг заверил журналистов, что условия содержания подследственных улучшились: «Всего наши следственные изоляторы рассчитаны на 149 тысяч мест. На сегодняшний день у нас содержится примерно 134 тысячи человек, подозреваемых/обвиняемых. Если брать по стране, то средний размер камерной площади в расчете на одного человека уже составляет четыре с половиной квадратных метра. Это больше, чем предписано законом. По закону у нас четыре квадратных метра».


В состав уголовно-исполнительной системы России в настоящее время входят 222 следственных изолятора и семь тюрем, продолжил Валерий Телюх: «Можно сказать, что сегодня особых проблем с размещением основных категорий подозреваемых и обвиняемых у нас в стране нет. Есть проблемные регионы - республика Саха (Якутия), Новосибирская область, Свердловская область, Краснодарский край - где пока еще мест не хватает, к сожалению».


ФСИН считает своей главной задачей обеспечение прав и законных интересов лиц, содержащихся под стражей, говорит Телюх: «В связи с этим мы работаем, чтобы приблизиться к европейской норме. Европейские пенитенциарные правила рекомендуют иметь на одного подозреваемого/обвиняемого семь квадратных метров. Пока для нас это недостижимый показатель, но мы к этому будем стремиться». По его словам, в России разработана федеральная целевая программа, рассчитанная на период до 2016 года, в соответствии с которой будет возведено 27 современных следственных изоляторов, «где будет соблюдаться эта европейская норма».


В карцере следственного изолятора уже разрешено читать книги, а норма питания в СИЗО вплотную приблизилась к довольствию защитника Отечества, рассказал Телюх. На сегодняшний день в следственных изоляторах содержится 13 тысяч женщин, которые в большинстве случаев привлекаются к уголовной ответственности за распространение наркотиков, продолжил он: «Женщины, которые находятся в местах лишения свободы - это явление противоестественное. И если Государственная дума примет решение об амнистии - будем исполнять».


Сейчас в следственных изоляторах и тюрьмах несут службу почти 50 тысяч человек, сообщил Телюх, отметив, что главная проблема личного состава - невысокий уровень заработной платы: «Режим работы в следственном изоляторе очень напряженный. Не каждый сотрудник выдерживает психологические, физические нагрузки. Поэтому текучесть достаточно большая, порядка 10% каждый год увольняется».


Валерий Телюх выразил сожаление в связи с тем, что многие подозреваемые/обвиняемые оказываются в СИЗО за совершение небольших преступлений. Он привел в пример историю одного подследственного, который отсидел в следственном изоляторе два месяца за реализацию краденой алюминиевой фляги стоимостью 150 рублей и был оправдан судом за отсутствием состава преступления.


Лидер общероссийского движения «За права человека» Лев Пономарев сомневается, что режим содержания под стражей стал гуманнее: «Об этом говорят регулярные акции протеста, которые там происходят, и та жестокость, с которой подавляются акции протеста». Он привел в пример историю Василия Алексаняна: «Это случай просто вопиющий, когда человек до сих пор еще находится в системе исполнения наказаний. Алексанян болен по крайней мере двумя смертельными болезнями. Он, если бы был осужден, вышел бы из-под стражи автоматически, потому что с такими болезнями арестанты не содержатся в колониях. А он находился в СИЗО. А сколько таких людей - неизвестных - просто умирают в следственных изоляторах? А сколько там сидят просто невинных? Это от 10 до 20% оправдательный приговор».


Российский Союз заключенных планирует провести в День работников следственных изоляторов и тюрем митинг на тему «ФСИН - инквизиция сегодня». По словам секретаря Союза заключенных Натальи Черновой, организаторы акции намерены акцентировать внимание на условиях содержания в СИЗО: «Условия довольно просты: о еде, которую в 50% случаев есть просто нельзя, камеры, которые зимой по ночам вымерзают, покрываются коркой льда изнутри, полное отсутствие медицинского обслуживания».


Наталья Чернова не считает название акции чересчур резким, по ее мнению, система назначения и исполнения наказаний работает по тем же принципам, что и инквизиция: «Мне один раз приходилось с утра выносить труп из камеры. Они относятся ко всему так, как будто так и должно быть».
XS
SM
MD
LG