Ссылки для упрощенного доступа

В чем причина отставки президента Ингушетии Зязикова


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Олег Кусов.



Кирилл Кобрин : Президент России Дмитрий Медведев, приняв отставку президента Ингушетии Мурата Зязикова, внёс в парламент Ингушетии кандидатуру Юнус-Бека Евкурова для наделения его полномочиями главы республики. Буквально час тому назад голосование состоялось. Евкуров утвержден в этой должности. С 2004 года 45-летиний полковник Евкуров занимал должность заместителя начальника управления Приволжско-Уральского военного округа. Рассказывает наш корреспондент Олег Кусов.



Олег Кусов : Именно в годы руководства Мурата Зязикова Ингушетия стала одной из самых проблемных российских республик. Утверждая это, эксперты напоминают, что предшественнику Зязикова пришлось решать нелёгкую задачу - фактически возрождать полуразрушенный субъект, расположенный между мятежной дудаевской Чечней и Пригородным районом Северной Осетии. Приняв отставку нынешнего президента Ингушетии, Кремль согласился с допущенной в 2002 году кадровой ошибкой. Так объясняют некоторые эксперты решение федерального центра. В то же время, по их мнению, у Руслана Аушева вернуться на должность президента республики шансов практически нет.


Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин при этом не исключает его частичного возвращения в политику.



Алексей Мухин : Мурат Зязиков отправлен в отставку вполне предсказуемо. Дело в том, что он явно не справлялся с ситуацией, возникшей после отъезда Михаила Гуцериева и прекращения финансирования ингушского ислама со стороны "Руснефти". Собственно, центральным пунктом требований так называемой ингушской оппозиции было возвращение к власти в регионе эффективного лоббиста интересов этих кланов - Руслана Аушева, памятного создателя свободной экономической зоны Ингушетия. Кремль вновь предложил свою кандидатуру, не желая возвращать Аушева на пост главы региона. Его в свое время с очень большим трудом оттуда убрали. Многое будет зависеть оттого, насколько Герой России Евкуров сможет, маневрируя между интересами федерального центра и местных кланов, удерживать под контролем ситуацию в республике. Скорее всего, на мой взгляд, из него хотят сделать второго Кадырова. Возможно, что для стабилизации ситуации, Кремлю придется доверить Руслану Аушеву один из государственных постов, скажем, в Совете Федерации для того, чтобы он частично смог реализовать свой лоббистский потенциал и одновременно быть под рукой.



Олег Кусов : Ингушская оппозиция убеждена, что она немало сделала для смены республиканского руководителя. С одним из лидеров оппозиции Магометом Хазбиевым побеседовал мой коллега Марк Крутов.



Магомет Хазбиев: Я не знаком с тем человеком, которого там назначили. Если там будут соблюдаться законы, не будут нарушаться права человека, если этот человек не будет нарушать норм закона и не будут нарушать его чиновники, если министром будет министр, а не будет ветеринар, если прокурором будет прокурор и на каждой должности будет человек, который будет выполнять свою работу, то в республике будет порядок.



Марк Крутов: Но тем не менее известно, что Юнус-Бек Евкуров ингуш по национальности. Как вы считаете, действительно ли президентом Ингушетии должен быть такой человек?



Магомет Хазбиев: Конечно, президентом Ингушетии должен быть ингуш и никто другой.



Марк Крутов: Как прошла минувшая ночь в республике? Как было воспринято населением известие об отставке Мурата Зязикова?



Магомет Хазбиев: В минувшую ночь в республике люди ликовали. У нас в центре города Назрани было около 300-400 машин, и толпа людей вышла на улицы, танцевали лезгинку, ликовали. После этого все сели в машины, по пять, по шесть, по семь человек, всем кортежем они заехали в Магас и уже там продолжали праздновать до четырех утра.



Марк Крутов: Считаете ли вы, что в отставке Зязикова есть заслуга и ингушской оппозиции?



Магомет Хазбиев: Знаете, в первую очередь, наверное, в отставке Зязикова есть заслуга Магомеда Евлоева, которого нет уже, а потом уже всех остальных, кто вышел против этого террора над нашим народом.



Марк Крутов: Какие задачи, независимо от того, кто станет следующим президентом Ингушетии, предстоит решать этому человеку в первую очередь?



Магомет Хазбиев: В первую очередь ему нужно будет решать задачи тех людей, которые пропали без вести. У нас около 300 человек пропавших без вести за шесть лет. Зязиков так понастарался, что я не знаю, что нужно будет сделать президенту, который будет, трудиться ему придется и днем, и ночью. 300 пропавших, тысяча с лишним убитых за его время.



Олег Кусов : Говорил Магомет Хазбиев.


Алексей Мухин полагает, что Кремль выработал план по стабилизации ситуации в Ингушетии.



Алексей Мухин : Юнус-Бек Евкуров действительно не простой ныне бывший военный, который, скажем так, будет просто занимать пост, чтобы греть место. Скорее всего, существует четкий план по стабилизации обстановки в Ингушетии. В этом плане Евкуров занимает не последнее, если не ключевое, место. По поводу любых объединительных процессов. Сейчас разговоры об этом даже не ведутся. Тот баланс сил, который сложился после отставки Мурата Зязикова, намерены поддерживать как можно дольше.



Олег Кусов : Так считает генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.


Эксперты высказывают мнение, что смену власти в республике федеральный центр может использовать для объединения Ингушетии и Чечни. Российский этнолог Сергей Арутюнов считает любое объединение национальных регионов грубой ошибкой.



Сергей Арутюнов : Вообще, в последнее время наши власти очень любят все объединять то, что объединять нельзя, и не следует, и вредно. Вот хочется очень объединять! Такой административный восторг обуял. Конечно, безобразие самое первое - объединение, когда ликвидировали Коми-Пермятский автономный округ. Вслед за ним пошла ликвидация других автономных округов. Глядишь и до республик доберутся. Вот уже пошел разговор об одной республике в суверенном, между прочим, государстве ингушского народа, который намереваются объединить вновь с Чечней, как это было в советские времена. Как это было в советские времена плохо, так и сейчас будет плохо, но будет хуже, потому что если так, более или менее, до конца чеченской войны существовало какое-то понятие войнахов, некоего единства и духовного братства, братства происхождения между чеченцами и ингушами, их языки с трудом, но взаимно понятны, то сейчас и чеченцы, и ингуши просто не любят употреблять это слово. Это единство в прошлом. Так же как австрийцы не хотят, чтобы их считали немцами.


Отделение небольших территорий от больших или разделение крупных территорий на более мелкие по этническому признаку - это веление нашего времени. Это тенденция современного исторического этапа развития народов. А будет опять также плохо, как было, потому что ингуши будут на положении младших, второго сорта, Грозный очень далеко от этнической территории ингушей, отчего ингушская интеллигенция страдала, потому что она жила в Грозном в отрыве от своего народа. В общем, ничего хорошего из этого не может быть. Дурацкие эксперименты. И пора бы понять, что пора этим экспериментам над живыми народами положить конец.



Олег Кусов : Говорил российский этнолог Сергей Арутюнов.



XS
SM
MD
LG