Ссылки для упрощенного доступа

Истории Запада и Востока. "Диана и Актеон. Запрещенный взгляд на наготу"


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Германии Александр Хавронин.



Кирилл Кобрин: В Дюссельдорфе недавно открылась выставка под названием "Диана и Актеон. Запрещенный взгляд на наготу". По словам организаторов, они хотят спровоцировать дискуссию о том, где же пролегает грань между эротикой и порнографией…



Александр Хавронин: Эта выставка - о грехе и наказании, об экстазе и смерти, о стереотипах и о том, как они рушатся. Выставленное на показ обнаженное женское тело... Порой оно выглядит красиво, порой - пошло. Как отличить искусство от вульгарной грязи? Такой вопрос задает себе каждый, кто побывал на недавно открывшейся в Дюссельдорфе выставке "Диана и Актеон. Запрещенный взгляд на наготу". Экспозиция открыта в городском музее изобразительных искусств Kunst Palast. Одна из его сотрудниц, Штефания Иппендорф, рассказывает, почему выставка названа именно так.



Штефания Иппендорф: "Диана и Актеон". Этому античному мифу не менее двух с половиной тысяч лет. Одно из наиболее известных его изложений содержится в поэме Овидия "Метаморфозы". Однажды Актеон, воспитанник кентавра Хирона, во время охоты случайно увидел купающуюся в реке Диану. Ослепленный красотой богини, Актеон попытался овладеть ею. Разгневанная Диана превратила Актеона в оленя. Финал мифа трагичен. Ставшего животным юношу разрывают на части его же собственные охотничьи собаки.


Еще с античных времен легенда о целомудренной богине Диане и несчастном Актеоне привлекала внимание тех художников, которые пытались изобразить обнаженное женское тело. Наша выставка называется "Диана и Актеон. Запрещенный взгляд на наготу". Голая женщина - это не всегда то, чем следует восхищаться!



Александр Хавронин: Экспонаты первого зала выставки разочаровывают тех посетителей, которые ждут чего-то шокирующего, провокационного, а видят при этом античные амфоры с изображением растерзанного собаками Актеона.


О художниках, представленных на экспозиции, рассказывает известный в Германии искусствовед Клаудия Дихтер.



Клаудия Дихтер: Цель выставки - показать, как на протяжении веков менялись общественные представления о женской наготе. Здесь собраны произведения самых разных эпох. От глубокой античности до эпохи Возрождения, барокко, классицизма, маньеризма, авангарда начала 20-го века и современного искусства. На выставке можно увидеть шедевры Рембрандта, Рубенса, Веронезе, Брейгеля-старшего и Кранаха-младшего.


Чтобы запечатлеть на холсте обнаженное женское тело, художник, живший в 15-16 веках, обращался либо к античному, либо к библейскому сюжету. Таковы были правила, установленные церковью. Образ, аналогичный Диане, есть в Ветхом Завете. Это еврейка из Вавилона Сусанна. Когда она купалась, старцы подглядывали за красавицей, а потом тщетно пытались ее соблазнить.



Александр Хавронин: В середине 19 века влияние церкви на западную культуру ослабело. Диана и Сусанна уходят в прошлое. Художники начинают писать портреты не мифических персонажей, а своих обнаженных жен, любовниц, родственниц. На рубеже 19-го и 20-го веков наступает эпоха авангарда: у художника появляется возможность еще более раскованно обращаться с женской наготой. Это течение в искусстве также представлено на дюссельдорфской выставке: обнаженная дама беззаботно потягивается на полотне Поля Сезанна, Огюст Роден воспевает в своих скульптурах красоту женской плоти.


В 1937 году к мифу об Актеоне возвращается один из первых американских фэшн-фотографов Джордж Платт Лайнс. В его интерпретации Актеон - гомоэротичен. Повышенный интерес к античному сюжету проявляет и современный французский философ и художник Пьер Клоссовски. В своем эссе "Купание Дианы" он спрашивает: "Есть ли зрелище безумнее того, что предстает перед глазами Актеона через раздвинутую листву? Случайность или же робкое желание направило его шаги по пути к спасению, в лоно проклятия? Неужели он и в самом деле поверил, что найдет в недоступном божестве податливую деву?" Мифу о Диане и Актеоне посвятил Клоссовски и свою скульптурную композицию, в которой собака облизывает стройное бедро богини.


Стоит заметить, что работы современных мастеров на выставке - наиболее провокационные. Американский художник Эрик Фишла представлен здесь полотном "Плохой мальчишка": подросток внимательно смотрит на лежащую в откровенно соблазнительной позе обнаженную взрослую женщину. Сербская художница, признанный мастер видео-арта Марина Абрамович посвятила свое творчество народным ритуалам родной страны. Например, женщины, недовольные дождливой погодой, идут в поле и задирают вверх юбки, чтобы напугать языческих богов.


Неоднозначно реагирует публика и на творчество двух японских художников - Нобуёси Араки и Манабу Яманака. Нобуёси Араки работает в жанре бандаж-фотографии. На его снимке голая женщина обвязана корабельной веревкой. А Манабу Яманака любит фотографировать стариков, бомжей, нищих, людей, страдающих гидроцефалией, разложившиеся трупы животных. В Дюссельдорфе Манабу Яманака представлен фотоработой, на которой изображено дряхлое нагое тело пожилой женщины.


Но, пожалуй, самый провокационный художник на выставке "Диана и Актеон. Запрещенный взгляд на наготу" - Томас Руфф из Дюссельдорфа. Он фотографирует экраны компьютеров, на которых открыты страницы порно-сайтов.



XS
SM
MD
LG