Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

После Хэллоуина. «2000 лет охоты на ведьм»


Palestine -- Artillery shell explodes above Gaza City, 04Jan2009

Palestine -- Artillery shell explodes above Gaza City, 04Jan2009

Нью-Йорк, как и вся Америка, еще не успел придти в себя после выплеснувшегося из пятницы на весь уик-энд карнавального Хэллоуина. Естественно, что прямо накануне президентских выборов самыми популярными были маски Обамы и Маккейна, но и традиционных ведьм – с помелом – тоже хватало.


Напомнить о них взялся Джон Димос (John Demos), автор только что вышедшей книги под названием «Внутренний враг. 2000 лет охоты на ведьм в западном мире».


С профессором истории Йельского университета доктором Димосом беседует корреспондент «Американского часа» Ирина Савинова.


– Где истоки веры в ведьм? Какие обстоятельства, - религиозные, культурные, национальные, - способствуют этой вере?


– Это комбинация всех перечисленных обстоятельств. Начать, однако, следует с психологии. В основе любых преследований ведьм лежат три эмоции: страх, злоба и ненависть. Главная из них – страх. Психологическим фоном являются мучения. Люди ищут возможную причину своих страданий. Социальный и культурный фон тоже был важен в некоторых случаях опять-таки потому, что был причиной страха.


– Как давно мы живем с мифом о ведьмах?


– О, это было очень давно. Уже в литературе древней Греции и Рима есть упоминания ведьм. В Западной Европе ведьм опознали в Средние века. Преследование их в 16-17 веках историки окрестили «великим европейским безумием». В то время охота на ведьм в континентальной Европе достигла огромного размаха. В Америку этот предрассудок привезли с собой переселенцы из Европы. Первые упоминания процессов над ведьмами в Америке задокументированы в 1620-х годах и связаны со штатом Виргиния, вернее, тогда еще - с британской колонией Виргиния. Потом отдельные процессы возникали снова и снова в XVII веке в других частях колониальной Америки с кульминацией в 1690 году в Салеме.


– Когда хронологически были взлеты и падения интереса к преследованию ведьм в Америке?


– Взлет был в середине XVII, в 1650-1660 годы, потом было ослабление активности, потом, конечно, был печально знаменитый Салем, а потом все утихло. Но верить в ведьм не перестали и в XVIII и даже в XIX веке. Просто к началу XVIII века процессы над ведьмами полностью прекратились.


– А как обстоят дела с охотой на ведьм сегодня?


– Ситуация непростая. Я знаю, что сегодня есть люди, верящие в ведьм и ведьмовство. В основном они живут в изолированных, удаленных от крупных городов поселениях. Мне несколько раз звонили люди, которые считают, что они одержимы. Это тоже одна из форм ведьмовства. В моей последней книге, фокусируя внимание на сегодняшних днях, я пишу о метафорической охоте на ведьм: охоте на ведьм без ведьм. К примеру, – борьба с «красной угрозой» в эпоху Маккарти. Наиболее характерный пример современной охоты на ведьм – скандалы по поводу сексуальных домогательств учителей к детям в детских садах в 1980-е и 1990-е годы в Америке. Случаи были «зафиксированы», в кавычках, и в Европе. Они распространились широко по всему свету. Но в нашей стране была просто паника, на грани всеобщей истерии. Однако в девяноста-девяти, а даже, может и в ста процентах случаев, это была чистая фикция. Я не думаю, что что-то подобное массовым домогательствам на самом деле имело место.


– Как церковь относится к ведьмовству?


– Отношение некоторых фундаменталистских конфессий можно сказать классическое: их больше всего интересует дьявол, и ведьмы предстают орудием его. Но в целом сегодня позиция церкви, конечно, сильно отличается от той, которую она занимала 300-400 лет назад. В XVI – XVII веках и католические, и протестантские церкви веке были лидерами безумной охоты на ведьм, но это ушло в прошлое.


– Мы все время говорим о ведьмах, но не о колдунах. Почему? В чем разница?


– Сами термины, наверное, нуждаются в пояснении. Колдун практикует какой-то вид магии, результатом чего становятся хорошие деяния, и только изредка – плохие. Ведьмы же всегда творят зло. Они в сговоре с дьяволом и намерены свести на нет добро христианской религии. Такой широкомасштабный план и злодейская конспирация неприменимы к колдунам.


– Отношение к ведьмовству в Америке отличается от других стран?


– Нужно, прежде всего, признать, что вера в ведьмовство в той или иной форме носит глобальный характер. Антропологи, изучающие вопрос, находят упоминание ведьмовства почти во всех культурах и нередко – примеры охоты на ведьм. Явление это универсальное, хотя оно и принимает некоторые специфические, определяемые национальными особенностями и историческим моментом. Но главным в охоте на ведьм всегда и всюду одно и то же – выявлять зло в других, изгоняя его из своего непосредственного окружения. Моя книга так и называется «Внутренний враг». И это явление очень широко распространено, практически не знает границ, ни исторических, ни культурных.


– Ведьмовство в XXI веке - упадок или ренессанс?


– Сегодня в нашей среде есть люди, называющие себя ведьмами. Но они имеют в виду под ведьмовством что-то совсем отличное от традиционного понятия. Их вера и практика – позитивные. Это скорее поклонение природе. Ведьмовство носит другой характер сегодня. Оно не имеет ничего общего с ведьмовством как таковым. Это – религия «Викка» (Wicca), один из культов магии. Последователи ее отрицают какую-либо связь с дьяволом. Наоборот, они говорят «мы на стороне добра». Я бы сказал, что, несмотря на знакомое название - ведьмовство - это совершенно другой феномен.


– Почему вы стали заниматься темой колдовства и ведьм?


– У меня семейная связь с печально известной «Охотой на ведьм в Салеме». Мой предок, по имени Джон Патнэм, это и мое полное имя – Джон Патнэм Димос – приходящийся мне пра-пра-пра- не знаю каким прадедушкой по линии матери, был центральной фигурой на процессе, осудившим «салемских ведьм» в конце XVII века в Массачусетсе. Удивительно, но я ничего не знал об этом, когда впервые заинтересовался этой темой, – так получилось само.


Джон Димос «Внутренний враг. 2000 лет охоты на ведьм в западном мире»


John Demos «The Enemy Within: 2,000 Years of Witch-Hunting in the Western World»


XS
SM
MD
LG