Ссылки для упрощенного доступа

Формирование переходной команды Барака Обамы


Ирина Лагунина: Избранный президентом США Барак Обама приступил к формированию своей администрации. В ближайшие 10 недель новой команде предстоит принять дела. О проблемах и особенностях переходного периода рассказывает Владимир Абаринов.



Владимир Абаринов: В США не существует, как в Великобритании, теневого кабинета, готового в любой момент принять на себя управление страной. Правительство и аппарат избранного президента создаются в промежутке между непосредственным голосованием и вступлением в должность. В этот году продолжительность переходного периода составляет 77 дней.


Барак Обама приходит в Белый дом с программой коренных перемен как в политике, так и в методах управления. Напомним ключевые моменты его победной речи в ночь после избрания.



Барак Обама: Те, кто хочет уничтожить планету, пусть знают, что мы их разгромим. Те, кто стремится к миру и безопасности, пусть знают, что мы их поддержим. Всем тем, кто сомневается, что путеводная звезда Америки горит по-прежнему ярко, сегодня вечером мы еще раз доказали, что подлинная сила нашей страны не в мощи нашего оружия, не в размерах нашего богатства, а в непоколебимой силе наших идеалов: демократии, свободы, широты возможностей и неугасающей надежды.



Владимир Абаринов: При всей убедительности победы Обамы нельзя забывать, что 46 процентов американцев голосовали за его соперника. Консолидация общества – необходимое условие успеха нового правительства. И в этом отношении первостепенное значение имеет процесс перехода власти от республиканской администрации к демократической.


Переходный период – сравнительно новое явление в американской политической системе. На заре американской государственности были случаи, когда уходящий в отставку президент не только отказывался сотрудничать со своим преемником, но и демонстративно отсутствовал на церемонии инаугурации. Процесс окончательно оформился после Второй мировой войны. Вступающий в должность президент стал назначать специальную переходную команду, которая занимается подбором кандидатур на заполнение вакансий, организует их проверку по линии ФБР и контактирует с действующей администрацией на предмет ознакомления кандидатов с положением дел. Расходы на эту деятельность покрываются как ассигнованиями из федерального бюджета, так и частными пожертвованиями. В 1952 году избранному президенту Эйзенхауэру хватило 400 тысяч долларов, чтобы принять дела. Биллу Клинтону в 1992 году потребовалось уже более 7 миллионов. В этом году бюджет выделяет на эти цели 8,5 миллионов долларов.


Президент Буш в специальном заявлении, с которым он выступил в присутствии членов своего кабинета, пообещал сделать все от него зависящее, чтобы переход прошел гладко и быстро.



Джордж Буш: Перед самой инаугурацией в 2001 году Лора и я вернулись в Милденд, штат Техас. Она там родилась, а я там вырос. Я сказал, что Вашингтон никогда не станет нашим настоящим домом. Работать здесь – великая честь, но эта работа временная. Сегодня это справедливо для многих из нас. Этот мирный переход власти – один из отличительных признаков подлинной демократии, и обеспечить, чтобы этот переход совершился максимально мягко, – один из приоритетов оставшегося мне срока на посту президента.



Владимир Абаринов: Президент подчеркнул, что в переходный период крайне важно не выпускать из рук бразды правления, дабы этим не могли воспользоваться враги Америки.



Джордж Буш: Мы сталкиваемся с экономическими проблемами, которые не будут ждать, пока новый президент устроится на новом месте. Кроме того, это будет первый за 40 лет переходный период в условиях военного времени. Мы сражаемся с экстремистами, стремящимися напасть на нас. Они желали бы воспользоваться этим периодом, чтобы причинить вред американцам. Поэтому в течение следующих 75 дней каждый из нас должен обеспечить, чтобы следующий президент и его команда могли немедленно приступить к полноценной работе.



Владимир Абаринов: Когда-то вашингтонские чиновники занимали свои должности десятилетиями, невзирая на смену власти в Белом доме. В 1829 году избранный президентом Эндрю Джексон впервые заменил своими ставленниками около тысячи служащих федеральных ведомств. Эта практика, действующая и поныне, несколько грубовато называется «дележом добычи». В настоящее время число политических назначенцев составляет примерно 5200 человек. Это не только министры, советники и сотрудники аппарата Белого дома, но и чиновники ранга заместителей министров. Многие из этих должностных лиц подлежат утверждению в Сенате. Но еще до назначения каждый должен пройти проверку ФБР, результатом которой станет доступ к секретной информации. В прошлом не раз бывало, что кандидат не выдерживал проверки и или сам отказывался от назначения, или свое решение отзывал президент.


Об особенностях переходного периода рассказывает первый заместитель директора административно-бюджетного управления Белого дома Клей Джонсон.



Клей Джонсон: Существуют различные подходы к назначениям на должности уровня заместителя министра. Некоторые президенты говорят министру: «Подбирайте себе заместителей сами, а я одобрю ваши назначения». Как правило, такой метод оказывается неудачным. Иные президенты – и этот метод тоже нельзя назвать удачным – впадают в другую крайность. Они говорят министру: «Я сам подберу вам заместителей». Наилучший путь – это когда президент и министр совместно подбирают кандидатов на посты заместителей. Этот путь сложнее, он требует больше времени, не говоря уже о том, что для начала необходимо иметь министра, чтобы начать подбирать ему замов.



Владимир Абаринов: Этот многотрудный процесс отнюдь не заканчивается 20 января в полдень, когда, согласно Конституции, вступает в должность новоизбранный глава государства.



Клей Джонсон: Следующей администрации хорошо было бы иметь примерно сто человек на постах членов кабинета и их заместителей к 1 апреля. Особенно это касается должностных лиц, отвечающих за национальную безопасность и оборону. Вместе с министром финансов они составят тот костяк, который необходим президенту, чтобы заниматься самыми неотложными делами.



Владимир Абаринов: Руководителем своей переходной команды Барак Обама назначил Джона Подесту, который возглавлял аппарат Белого дома при президенте Клинтоне. Эндрю Кард, исполнявший те же функции в администрации Джорджа Буша-младшего, считает Подесту удачным выбором Обамы.



Эндрю Кард: Я доволен тем, что он выбрал людей, которые знают, что такое работа в Белом доме. Я питаю большое уважение к Джону Подесте. Он помог мне в переходный период, когда я пришел в Белый дом с президентом Бушем. Так что Джон Подеста – знаток вопроса, он знает Вашингтон, знает, как функционирует Белый Дом, и я считаю, это очень хорошо, что он возглавил переходную команду избранного президента Обамы.



Владимир Абаринов: По мнению Эндрю Карда, для Барака Обамы переходный период проблемы не составит.



Эндрю Кард: Прежде всего, ему повезло, потому что действующий президент сказал, что он предпримет беспрецедентные меры к тому, чтобы максимально облегчить процесс. И он уже делает это. Нынешний глава аппарата Джош Болтон уже запросил у Обамы списки людей, которым необходимо получить доступ к секретной информации, так что эта процедура произойдет быстрее, чем в прошлом. Первое, на чем, я считаю, должен сосредоточиться избранный президент, это заполнение вакансий в аппарате Белого дома. И я надеюсь, что в ближайшее время он назовет имя руководителя своего аппарата, главного юридического советника и директора управления кадров Белого дома. Это очень важные посты. Сотрудники аппарата назначаются без утверждения в Сенате, так что необходимо сконцентрироваться на этой задаче. Затем я бы перешел к назначениям на должности членов кабинета. Этому предшествует много работы, кандидатов надо вводить в курс дела, и президент обещал сделать все, чтобы назначенцы могли приступить к работе 20 января 2009 года.



Владимир Абаринов: Сможет ли избранный президент влиять на решения, принимаемые правительством США в переходный период? На это счет у Эндрю Карда позиция однозначная.



Эндрю Кард: Есть только один президент Соединенных Штатов. Президент Буш остается президентом вплоть до полудня 20 января 2009 года, и избранный президент Обама понимает это и, я надеюсь, будет воздерживаться от попыток руководить страной. В данный момент его задача – полностью подготовиться к тому, чтобы возглавить страну в полдень 20 января.



Владимир Абаринов: Вашингтон полон слухами о предстоящих назначениях. Для журналистов подбор кандидатов на замещение ключевых вакансий – одно из самых увлекательных занятий. Пока что можно точно сказать, что аппарат Белого дома Барака Обамы возглавит конгрессмен Рам Имануэл. Вот краткая характеристика, которую дал ему журналист Майкл Краули.



Майкл Краули: По-настоящему стойкий парень, он был ключевым советником в первой администрации Билла Клинтона. Настоящий политический боец, один из лидеров Конгресса.



Владимир Абаринов: На высокий пост претендует и сенатор Джон Керри.



Майкл Краули: Барак Обама многим обязан Джону Керри, кандидату на пост президента в 2004 году. Керри предоставил ему тогда право выступить с речью на национальном съезде демократов. Эта яркая речь принесла Обаме известность. Кроме того, когда в январе этого года Обама проиграл первичные выборы в Нью-Гэмпшире, Керри выступил в его поддержку на следующий день и тем самым развернул ход кампании опять в его пользу. Керри хотел бы занять пост государственного секретаря, и, вероятно, он кандидат номер один.



Владимир Абаринов: Еще одно имя из короткого списка – Сэм Нанн.



Майкл Краули: Сэм Нанн был в Сенате признанным экспертом в вопросах обороны. Он вышел в отставку около 10 лет назад. Его специализация – ядерный терроризм и ядерное распространение. Для Обамы этот один из приоритетов. Он говорил, что Нанн – один из его наиболее влиятельных советников по вопросам национальной безопасности. Не исключено, что он будет назначен на пост в Министерстве обороны или внутренней безопасности и займется там проблемой безопасного хранения расщепляющихся материалов, которое по-прежнему не обеспечено в полной мере.



Владимир Абаринов: Коль скоро консолидация общества – насущная задача страны, в администрации Обамы могут найти место и видные республиканцы. Есть, в частности, сведения, что на своем посту может остаться нынешний министр обороны Роберт Гейтс, что на значительную должность может быть назначен сенатор-республиканец Ричард Лугар, и что предложение о работе в новой администрации может получить Джон Маккейн.


XS
SM
MD
LG