Ссылки для упрощенного доступа

Минобразования сделало "первый очень серьезный шаг к исправлению кадровой ситуации в науке"


Программу ведет Сергей Тарасов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Вероника Боде.



Сергей Тарасов: По данным Центра ресурсов науки и фонда «Открытая экономика», за рубежом живут и работают около 30 тысяч российских ученых. Министерство образования и науки сейчас пытается задействовать часть научной диаспоры в российских проектах.



Вероника Боде: В рамках программы Министерства образования и науки России начинается конкурс, по итогам которого в страну будут пригашены сто российских ученых, работающих за рубежом, для руководства местными научными коллективами. Разговоры о возвращении ученых на родину идут давно, однако вернулись пока немногие. В их числе - доктор физико-математических наук Андрей Сарычев, десять лет проработавший в США. Как он чувствует себя в России?



Андрей Сарычев: Работать можно. Многое можно улучшить. У нас хороший институт, у нас приличная зарплата, интересные проводятся работы. Но это не типично для всей российской науки. Проблемы всегда одни и те же - отсутствие должного финансирования, при получении денег на Западе, естественно, приходится делиться результатами с теми контрагентами, с которыми ты будешь работать, с зарубежными. А финансирование здесь, если идет по грантам, то оно мизерное, а если это какие-то существенные деньги, то оно обставлено кучей бюрократических "рогаток".



Вероника Боде: А где вы комфортнее себя чувствовали - в США или сейчас в России?



Андрей Сарычев: Денег платили больше там.



Вероника Боде: В таком случае здесь, видимо, есть какие-то преимущества, раз вы вернулись?



Андрей Сарычев: Ну как? Все по-русски говорят, в баню можно сходить, друзья кругом. Для того, чтобы человек продуктивно работал интеллектуально, ему еще нужен какой-то такой душевный комфорт.



Вероника Боде: А вот как оценивает перспективы возвращения на родину российских ученых Сергей Егерев, доктор физико-математических наук, директор Центра ресурсов науки...



Сергей Егерев: Если речь идет об организации какого-то массового перемещения физически тел российских ученых через границу сюда, то, конечно, смысла в этом нет, да и по интервью и по другим социологическим замерам те ученые, которые работают сегодня на Западе, не настроены в большой массе переезжать. Ситуация по всем уехавшим не усредняется, и кто-то индивидуально может для себя принять такое решение. Но, как правило, такой интерес оказывается суетным, потому что за попыткой массовым образом перенести людей из Америки сюда, не кроется никакого конкретного предложения по трудоустройству.



Вероника Боде: А как вы оцениваете тот проект, который сейчас запускается в Министерстве образования и науки?



Сергей Егерев: За все постсоветские времена это первый очень серьезный шаг к исправлению кадровой ситуации в науке и решению проблем дефицита кадров. Любые контакты уехавших ученых с оставшимися всегда полезны. Если есть такая возможность организовать это в рамках данной программы, то это очень хорошо. Если ученый после окончания этого проекта останется здесь, я думаю, такие надежды в основном беспочвенны, потому что те, кто успешно работают на Западе, достаточно определенно отвечают, что они обязательно туда вернутся.



Вероника Боде: В целом, многие эксперты отмечают, что возможность поработать на родине может оказаться полезной как для представителей научной диаспоры, так и российской науки.


XS
SM
MD
LG