Ссылки для упрощенного доступа

День памяти жертв дорожно-транспортных происшествий


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Вероника Боде.



Кирилл Кобрин: В минувшее воскресенье в мире отмечался установленный Генеральной ассамблеей ООН День памяти жертв дорожно-транспортных происшествий. В России уровень смертности на дорогах по-прежнему остается высоким. В чем причины такой ситуации и как можно ее улучшить?



Вероника Боде: По официальным данным, в России количество погибших и пострадавших в дорожных авариях превышает 30 тысяч человек в год - это население небольшого города. Принимаются ли в стране необходимые меры для предотвращения ДТП? Меняется ли ситуация в последнее время? Заместитель начальника отдела Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Максим Белугин утверждает, что в этой области есть перемены к лучшему.



Максим Белугин: В рамках реализации федерально-целевой программы повышения безопасности дорожного движения нам позволило стабилизировать ситуацию с аварийностью в стране. За десять месяцев текущего года в России зарегистрировано на 7,7 процента меньше дорожно-транспортных происшествий, чем за аналогичный период прошлого года, и количество погибших сократилось на 11,6 процента.



Вероника Боде: Тем не менее, уровень смертности все-таки остается очень высоким. Вам основная причина видится в поведении водителей или есть другие причины?



Максим Белугин: Как показывает статистика, у нас основное нарушение правил дорожного движения совершается водителями транспортных средств, более 80 процентов. Люди еще не понимают той ответственности, которая на них возлагается с учетом того, что, садясь за руль, они управляют источником повышенной опасности.



Вероника Боде: Только ли от самих водителей зависит смертность на дорогах? Этот вопрос я задала Вячеславу Лысакову, лидеру общественной организации автомобилистов «Свобода выбора».



Вячеслав Лысаков: В России, к сожалению, безопасность зависит как раз не только от автомобилистов, но и от дорог. Потому что официально, по разным данным, от 20 до 30 процентов причин ДТП - это плохое состояние дорог. Но все-таки большая часть - это человеческий фактор, это, несомненно. Поэтому от всех нас, автомобилистов, зависит, какое количество людей пострадает и даже погибнет на наших российских дорогах. Пока эти цифры ужасающие, в среднем в России погибает до 100 человек в день. Практически образно это можно сравнить с падением самолета. То есть каждый день в России падает самолет. Очень важно для менталитета российского водителя понимать, что от него зависит не только жизнь и здоровье его лично, но жизнь и здоровье других участников дорожного движения. Вот если эту мысль мы будем прививать различными способами, не только повышением штрафов, но и разъяснительной, воспитательной работой, которая формирует стереотип законопослушного поведения, тогда, я думаю, мы более эффективно двинемся в сторону уменьшения жертв на дорогах.



Вероника Боде: По мнению Вячеслава Лысакова,серьезно помочь делу могла бы социальная реклама на федеральных телеканалах.



Вячеслав Лысаков: Я знаю, что ГАИ предлагало ролики по безопасности. Я разговаривал с начальником ГАИ генералом Кирьяновым, он ответил, что федеральные каналы не берут эти ролики под разными предлогами. Мы понимаем, почему. Потому что прайм-тайм отдан коммерческой рекламе, и конечно руководители телеканалов не хотят терять огромные суммы денег. Поэтому это то направление, в котором надо всей общественности, в том числе автомобильной, работать. Потому что социальная реклама, в частности телевизионная реклама - это мощнейший механизм воздействия на сознание водителей и пешеходам и не использовать его просто преступление.



Вероника Боде: Еще одна серьезная проблема, считает Вячеслав Лысаков, в том, что в России очень легко купить водительские права.



Вячеслав Лысаков: Я это называю продажей лицензии на убийство. К сожалению, обстановка нетерпимости в российском обществе по поводу покупки водительских удостоверений абсолютно отсутствует. Это тоже показатель менталитета нашего российского, к сожалению, которым похвастаться отнюдь не приходиться. Огромная проблема для всех - это появление на дорогах водителей, которые не обучались. Это не только коррупция в органах ГАИ, это коррупционная составляющая в отношениях между водителем, инспектором, потому что в одном случае есть спрос, в другом случае есть предложение. И виноваты оба - и тот, кто пытается купить права, и тот, кто ему продает. Эти люди, которые иногда в руках и правил дорожного движения не держали, но, тем не менее, покупают права и начинают пользоваться дорогами общего назначения, представляя реальную опасность для всех остальных участников дорожного движения, пешеходов в том числе, конечно, эти люди точно такие же преступники, как и те, кто им водительские удостоверения продал.



Вероника Боде: О причинах высокого уровня смертности на российских дорогах размышляет Виктор Травин, президент коллегии правовой защиты автовладельцев.



Виктор Травин: Видимо, есть смысл смотреть в основу всех дел о нарушениях правил дорожного движения. У нас в кодексе административных правонарушений прямо предусмотрено, что при рассмотрении каждого дела о нарушении ПДД необходимо выяснять условия и причины, способствовавшие совершению нарушения. Это очень просто. Если один раз выяснили, почему в этом месте совершаются аварии чаще, чем в другом, значит нужно менять организацию дорожного движения, знаки, разметку, возможно даже освещения. Но у нас, к сожалению, никто никогда этого не делает. У нас принято бороться не с сыростью, а плесенью. У нас принято увеличивать размеры штрафов и применять какие-либо иные, более суровые санкции. Поэтому, к сожалению, у нас никогда при таком подходе к рассмотрению дел не будет побеждена причина. Стало быть, остаются условия, порождающие нарушения правил дорожного движения, а значит высокую статистику аварийности.



Вероника Боде: Виктор Травин полагает, что большое количество аварий связано и с принципами работы тех структур, которые призваны обеспечивать безопасность дорожного движения.



Виктор Травин: Ничего не изменится до тех пор, пока у нас организовывать движение и отвечать за безопасность доблестная ГАИ. Потому что нет задачи предотвращать совершение правонарушений, влекущих ДТП. Задача - стоять в кустах, собирать деньги вместо того, чтобы выйти на дорогу и всем своим видом показать, что я, офицер, стою здесь и пока я здесь, нарушать не будет никто. К сожалению, деятельность ГАИ оценивается у нас по количеству никак не предотвращенных нарушений, а по количеству выявленных правонарушений и возбужденных административных дел. Поэтому пока есть еще изуродованная система отчетности ГАИ перед вышестоящими ведомствами, до тех пор у нас, к сожалению, чем больше будет нарушений ПДД, тем лучше будет для милицейской статистики.



Вероника Боде: Что, по вашему мнению, нужно делать в масштабе страны, чтобы уменьшить количество смертей на дорогах?



Виктор Травин: Разумеется, комплекс мер. Начинать надо было бы, наверное, с дорог, с освещенности, с разметки, с расстановки знаков. Разумеется, менять систему работы ГАИ и оценивать по количеству предотвращенных ДТП. Чем меньше ДТП на территории подразделения, тем подразделение трудится лучше. В-третьих, нужно, видимо, потихонечку отказываться от машин, не имеющих активной и пассивной системы безопасности. Я категорически против наших "Жигулей", "Москвичей" и "Волг", которые, если попадают в аварию, так не оставляют после себя ровным счетом уже ничего живого. Наверное, есть смысл бороться еще и с пьяницами за баранками, но не ужесточением, лишь только ужесточением санкций, например, еще и так, как это делают в некоторых европейских странах, машины оборудуются датчиками алкоголя и если водитель, садясь за руль, издает сивушный перегар, машина просто не заведется.



Вероника Боде: Президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин считает также, что для водителей, не совершающих аварий и не нарушающих правил, могла бы быть разработана система материальных поощрений и льгот - по его мнению, это тоже работало бы на повышение безопасности движения.



XS
SM
MD
LG