Ссылки для упрощенного доступа

В Москву привезли выставку Уильяма Тернера


Программу ведет Дмитрий Морозов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Лиля Пальвелева.



Дмитрий Морозов: В Москву впервые привезли выставку Уильяма Тернера. В экспозицию Музея изобразительных искусств имени Пушкина вошло более ста произведений этого великого английского пейзажиста. Все произведения предоставлены лондонской галереей "Тейт Бритен".



Лиля Пальвелева: Московская выставка Тернера - долгожданная. О ней, как о главном событии этого сезона, Музей изобразительных искусств объявлял уже прошедшей весной, когда окончательно стало ясно: несмотря на все шероховатости во взаимоотношениях между двумя странами, этот проект все-таки состоится. Как и планировалось, он будет приурочен к традиционным «Декабрьским вечерам» музея. Его директор Ирина Антонова подчеркивает: прежде в России можно было увидеть только отдельные картины Тернера - на сборных выставках. Да и вообще, английское искусство в стране знают в основном понаслышке. Впрочем, в других музеях мира британские художники тоже представлены скудно.



Ирина Антонова: Вне Великобритании не так часто встретишь большие коллекции искусства из этой страны. Так исторически сложилось. И в России тоже. У нас огромная коллекция французских художников, итальянских, фламандских, но гораздо более скромно представлено искусство Великобритании. И в этом плане любая выставка из Великобритании представляет для нас большой интерес.



Лиля Пальвелева: Ну а уж если это выставка Тернера - тем более. Недаром ее сопровождает большая образовательная программа. Вплоть до февраля ведущие британские искусствоведы выступят в стенах музея на Волхонке с лекциями о Тернере. Впрочем, даже просто пришедший на выставку посетитель не останется без подсказок. Каждую картину сопровождает подробный комментарий. Так рядом шедевром с длинным названием «Снежная буря - пароход выходит из гавани, подавая сигналы на мелководье и измеряя глубину лотом» читаем такой текст: «В 1842 году в Академии художеств картина подверглась всеобщей критике. Была напечатана язвительная статья: ранее этот господин писал сливками, шоколадом, желтком, а то и смородиновым желе. Сейчас же он пустил в ход все, что было на кухне. Где находится пароход, где заканчивается гавань, где эти самые сигнальные огни», злорадствовал критик, не понимавший, что художник опередил свое время.


Его находки в передаче световоздушной среды много позже станут разрабатывать импрессионисты.


Говорит куратор выставки с российской стороны Анна Познанская.



Анна Познанская: Тернер - это прекрасный образец экстраординарной личности, которая не вписывается в историю искусства. Это не такой художник, который очевиден с первого взгляда, несмотря на то, что вас, конечно, поразят его полотна, но он требует более глубокого погружения. И под этим прекрасным, блестящим верхним слоем есть еще очень много различных других глубинных слоев, аспектов.



Лиля Пальвелева: У живописи Тернера удивительный эффект: написанные в XIX веке картины оставляют ощущение только что созданных, влажных, словно залитых морской водой, без которой редкий его пейзаж обходился.



XS
SM
MD
LG