Ссылки для упрощенного доступа

Лужков сдал выборность губернаторов на милость кризиса


Мэр Москвы Юрий Лужков фактически взял назад свое громкое заявление о необходимости восстановления выборности губернаторов. Градоначальник отметил, что относит этот вопрос к отдаленной перспективе.


Заявление о необходимости отменить существующий порядок Лужков сделал в понедельник в программе Владимира Познера на Первом канале. По его мнению, «человек, который выбран на альтернативной основе населением, является и по общему признанию и по внутреннему самочувствию более легитимным». Он также отметил, что раньше поддерживал идею отмены прямых губернаторских выборов, но теперь считает, что времена изменились: «Вы помните, в каких условиях Владимир Путин вносил эти предложения? Время исключительно тревожное, и нужно было сконсолидировать государственную власть, сделать ее более эффективной, более мощной. Cейчас этот вопрос можно вернуть к рассмотрению снова».


Менее суток спустя г-н Лужков отдал безусловный приоритет уже преодолению последствий финансового кризиса. В беседе с журналистами в Ижевске он также отметил, что его первоначальное заявление было неправильно интерпретировано. Коррекция последовала после резкой оценки, которую тезисам Юрия Лужкова дал возглавляющий Высший совет правящей партии Борис Грузлов.


Однако эксперт по региональным проблемам Александр Кынев полагает, что вечером в понедельник начальник столицы выступил вполне осмысленно:


- Понятно, что решение 2004-05 гг. об отмене выборности губернаторов в известном смысле было вынужденным. У него было множество предпосылок. Была публично заявлена как мотивировка борьба с терроризмом. Была проблема третьего срока губернаторов ряда территорий. Была проблема начавшегося в то время процесса обновления региональных элит, которая пугала и сами элиты и Кремль, хотели заменить это стихийное обновление на обновление управляемое.


- Тем не менее решение было принято. Прошедшие три с половиной года применения новой технологии показывают, что проблем оно больше создало, чем решило. Потому что совершенно очевидно, что меняется сама система стимулов, в которых работает власть. И те [губернаторы], кто назначен впервые за это время, и те, кто сменил статус из избранных в назначенные, конечно, в настоящее время мотивированы в большей степени учитывать интересы тех, кто их назначал. Никакого другого стимула фактически нет, потому что прямой увязки с мнением населения не существует. Главное - выполнять интересы той федеральной группы влияния, которая посодействовала назначению губернатора.


- Что касается мнения населения, то в течение последнего года огромное количество примеров, когда оно в форме митингов протеста, сбора подписей выражает свое недовольство деятельностью назначенных или переназначенных губернаторов. Выражают свой протест и региональные элиты в виде там обращений, заявлений общественных организаций, депутатов и т.д. Все это говорит о том, что трех с половиной лет оказалось достаточно, чтобы система в очень многих регионах продемонстрировала свою очевидную неэффективность, когда уже молчать дальше невозможно. Эти новые губернаторы в новой системе фактически перестают учитывать мнение населения. Они ориентируются только на внутреннюю круговую поруку.


- Здесь Юрий Михайлович, с одной стороны, чиновник и, конечно, его наверняка заботит собственный должностной статус. Он прекрасно понимает, что прямая легитимность ценится гораздо больше, и авторитет выбранного на прямых выборах губернатора существенно выше, чем у просто назначенного клерка, который просто выполняет указания, принятые где-то наверху. Но, с другой стороны, Юрий Михайлович такой же житель Москвы, как и все остальные. Он несомненно заинтересован в том, чтобы учитывались интересы территории. И то, что проблема существует, не видеть ее невозможно. Сам [Дмитрий] Медведев в своем послании тоже фактически признал, что есть проблемы с обратной связью, что нужно восстанавливать линии взаимодействия региональной власти с населением.


- Есть другая сторона медали, которая касается непосредственно момента заявления и общей конъюнктуры - почему именно сейчас? Почему Юрий Михайлович пошел на то, чтобы это заявить? Думать - одно, а говорить об этом несколько совсем другое. На мой взгляд, здесь катализатором публичного заявления стало послание президента. То, что сам федеральный центр, по сути дела, признал необходимость изменения правил игры при определении руководителя региона, вольно или невольно открыло дискуссию. Потому что было бы странно, если бы вслед за заявлением господина Медведева не последовала бы борьба за то, а каким же должно быть на практике то самое усиление влияния населения на назначение. Он упомянул о том, что будет [кандидатуру на пост главы региона] выдвигать победившая партия. Но ведь механизма никакого не озвучено. Механизм может быть абсолютно разным. Это может быть рекомендация генсовета «Единой России», тогда это по сути дела назначение через Москву, и регион никак не принимает участия. Это может быть голосование в региональном парламенте по кандидатуре, которую предлагает президент для утверждения. Это совершенно разные варианты не только юридически, но по смыслу.


С предложением вернуть прямые выборы губернаторов в этом году выступали глава Татарстана Ментимир Шаймиев и глава Башкирии Муртаза Рахимов. Против этой идей высказывались руководители «Единой России». По мнению секретаря президиума генсовета партии Вячеслава Володина, новый порядок утверждения глав регионов уже показал свою эффективность.


Ближе к вечеру вторника президент Медведев заявил, что считает нынешнюю систему избрания губернаторов "оптимальной".
"Ее изменение нереалистично и недопустимо. Если кого-то из глав регионов она не устраивает, то они должны понять, что они не являются частными лицами, и они могут подать мне заявление", - сказал Медведев.


XS
SM
MD
LG