Ссылки для упрощенного доступа

Экономист Евгений Гавриленков о перспективах российского рубля


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие главный экономист компании «Тройка-Диалог» Евгений Гавриленков.



Михаил Саленков: Сегодня в Государственной Думе России в рамках правительственного часа перед депутатами будут выступать зампред правительства и министр финансов Алексей Кудрин, министр экономического развития Эльвира Набиуллина, председатель Центробанка Сергей Игнатьев и замминистра промышленности и торговли Андрей Дементьев. Говорить будут о результатах управления средствами Стабилизационного фонда, золотовалютными резервами Банка России и мерах, которые правительство России принимает по стабилизации ситуации в экономике. Сейчас в стране опасаются девальвации рубля, звучат прогнозы, что по отношению к доллару курс российской валюты может значительно снизиться, и уже к весне доллар будет стоить 35 рублей. Однако эти прогнозы подтвердил мне и главный экономист компании «Тройка-Диалог» Евгений Гавриленков. По мнению господина Гавриленкова, снижение курса рубля может стать важным фактором для ускорения роста промышленности в стране.



Евгений Гавриленков: Ситуация в экономике такова, что Россия очень зависит от состояния платежного баланса, то есть от внешней конъюнктуры, от того, как много валюты приходит в страну как вследствие валютной выручки, так и притока капитала. И если в предыдущие годы мы видели постоянный рост цен на сырьевые товары, на нефть и большой профицит во внешней торговле, в этих условиях Центральный банк укреплял рубль, определенные действия ЦБ, как вполне предсказуемая динамика укрепления рубля, провоцировали еще приток капитала, что заставляло Центральный банк еще больше укреплять рубль, все это привело к тому, что в тех условиях, когда все росло, – нефтяные цены, приток капитала – рубль, на мой взгляд, оказался переукреплен. Сейчас, когда цена нефти находится на уровне 50 долларов по «Юралс» даже и ниже, платежный баланс кардинальным образом изменился, поэтому в этом смысле некое ослабление рубля, девальвация, как угодно, называйте, это неизбежно, это рано или поздно должно состояться. Идет вот такое достаточно плавное отпускание рубля, то есть такая мягкая его коррекция курса. И даже если эти слухи по поводу того, что рубль к середине следующего года будет стоить 35 рублей…



Михаил Саленков: Даже к весне, говорят, еще раньше.



Евгений Гавриленков: Возможно, и раньше, возможно, и в начале года, в зависимости от того, когда денежные власти пойду на более решительные меры, на мой взгляд, это не должно пугать абсолютно. Потому что, во-первых, это будет означать всего лишь 20-25 процентов ослабление рубля против его нынешнего уровня в номинальном выражении. Надо не забывать, что, вообще-то, все мировые валюты, они примерно на 20-30 процентов ослабли против доллара за последние несколько месяцев, когда доллар очень сильно укрепился. Это естественная реакция экономики на изменившиеся внешние условия, и это бы могло дать толчок для того, чтобы внутреннее производство оказалось более конкурентоспособным и могло бы подтолкнуть экономический рост.



Михаил Саленков: Сейчас внутреннее производство, насколько известно, снижается.



Евгений Гавриленков: Да, последние данные по октябрю показывают очень вялый рост – 1,6 процента – промышленного производства. Там большое снижение по товарам инвестиционного значения, в первую очередь связанное со строительством, строительными материалами, металлами. Это снижение внешнего спроса, тоже по металлам, а также химическая продукция - снижение внешнего спроса, экспортные объемы снижаются. Но и торможение производства обрабатывающих отраслей. Я думаю, что более слабый рубль дал бы некий такой стимул для возобновления более высоких темпов роста.



Михаил Саленков: Евгений Евгеньевич, а вы допускаете возможность дефляции в России?



Евгений Гавриленков: Честно говоря, при той бюджетной политике, которую мы наблюдаем, при таком стимулировании потребительского спроса за счет бюджета, конечно, говорить о дефляции, наверное, не приходится.



Михаил Саленков: Если говорить в целом о ситуации, насколько хорошо правительство сдерживает вот этот вот мировой финансовый кризис, его влияние на Россию?



Евгений Гавриленков: Правительство, да, пока оно оказалось способным ограничить в какой-то степени влияние кризиса на Россию. Мы не видим серьезных проблем, какие можно было бы себе допустить, не будь у страны резервов. Но золотовалютные резервы на фоне оттока капитала не только из России, но и из многих других стран, мы знаем, капиталы уходили и продолжают уходить, пока это движение в сторону доллара в условиях неопределенности, покупка американских бумаг как наиболее ликвидных, правительство тратит резервы, и пока оно сдерживает кризис.


XS
SM
MD
LG