Ссылки для упрощенного доступа

Влияние инвестирований государства в рынок акций и облигации в России


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Сергей Сенинский.



Кирилл Кобрин: Из всех средств Фонда национального благосостояния, который, как и Резервный фонд, формируется за счет доходов казны от экспорта российской нефти, уже 18% вложено на внутреннем рынке акций и облигаций. Об этом сообщил сегодня, выступая в Государственной Думе, министр финансов Алексей Кудрин. Какой эффект оказывает на этот рынок инвестирование государством своих недавних накоплений? Об этом - Сергей Сенинский в «Экономической панораме»...



Сергей Сенинский: О планах инвестирования части средств Фонда национального благосостояния, который, в свою очередь является частью золотовалютных резервов России, в акции и облигации некоторых российских компаний правительство объявило еще в начале сентября. Спустя два с половиной месяца, судя по словам министра финансов, объем этих инвестиций составил почти пятую часть всех средств фонда.


Сколь сопоставимы объемы эти инвестиций государства, осуществляемые через "Внешэкономбанк" (ВЭБ) с общим объемом торгов на крупнейших российских биржах, в частности - на фондовой площадке Московской межбанковской валютной биржи, ММВБ? Руководитель отдела акций инвестиционной группы «КапиталЪ» Константин Гуляев.



Константин Гуляев: Объемы государственных инвестиций, которые вкладываются ежедневно в российский рынок и акций, и облигаций, в принципе, имеют значение. Потому что те объемы, которые мы сейчас наблюдаем, например, на ММВБ, они действительно в несколько раз упали по сравнению с объемами нескольких месяцев назад. И сейчас, если верить словам властей о том, что ежедневный транш средств, которые направляются на поддержку рынка, может достигать 5 миллиардов рублей, вот, например, для ММВБ это означает примерно одну четверть или одну пятую всего объема по наиболее ликвидным акциям. То есть, в принципе, этот объем, тем более что он идет не во все ликвидные бумаги, а, скажем, в 3-4 акции в день, этот объем имеет значение, и это видно по тому, какая поддержка наблюдается в определенных бумагах. Некоторые бумаги демонстрируют такой взрывной рост, и иногда этот рост даже превосходит все то, что мы видим и на внешних площадках, и по другим акциям. Поэтому, в принципе, влияние денег ВЭБа, даже несмотря на то, что суммы не самые большие выделяются на таком низколиквидном рынке, как мы наблюдаем сейчас, эти объемы заметны, и они имеют значение для движениям по тем или иным акциям.



Сергей Сенинский: Руководитель отдела операций на фондовом рынке инвестиционной компании «Метрополь» Александр Захаров.



Александр Захаров: Что касается государственных средств, которые присутствуют на рынке, к сожалению, в последнее время они не так заметны. То есть если первые несколько дней было очевидно, что присутствовал довольно крупный игрок на рынке, который покупал именно в определенный момент определенные бумаги, и это было четко видно, было очевидно, что кто-то большой и серьезный начал поднимать цену бумаг до определенного уровня, то сейчас, в принципе, это более распыленно, поэтому говорить о том, что непосредственно сегодня на рынке присутствуют какие-то деньги, уже стало сложнее. Вероятно, есть какие-то тоже всплески, но они стали менее очевидными как в количественном, так и во временном плане. Например, сегодня "Газпром" падает порядка на 9 процентов, и объем торгов - порядка 5 миллиардов рублей за четыре часа торгов. То есть можно говорить о том, что "Газпром" можно было бы двумя-тремя миллиардами рублей поднять на нормальный уровень, но пока не видно, чтобы, например, сегодня кто-то этим занимался. Возможно, ситуация поменяется. Так что, в принципе, это довольно-таки серьезный объем на тех вялых торгах, которые мы наблюдаем последние несколько дней, если не недель, и с этим объемом вполне можно что-то делать на рынке, каким-то образом удерживать его от падения или даже поднимать котировки под закрытие рынка, если это необходимо.



Сергей Сенинский: Одно из главных правил рынка акций: покупай - на дне, продавай - на пике. В этом смысле скупка государством акций российских компаний вполне закономерна. Большинство экспертов сходятся в том, что падать им намного ниже уже некуда, а дешеветь годами подряд они тоже не могут. Но если иметь в виду краткосрочную перспективу и текущую ситуацию на рынке, то, скорее, складывается впечатление, что государственные деньги просто «уходят в песок»... Константин Гуляев, компания «КапиталЪ»



Константин Гуляев: Так можно ставить вопрос, но надо понимать, что деньги ВЭБа, которые он инвестирует на рынке акций и облигаций, могут лишь либо поддержать котировки, чтобы они сильно не падали, либо, наоборот, усилить какое-то движение, если динамика котировок акций положительная. Но тут важно понимать, как долгосрочно инвестирует государство. Потому что текущие уровни, безусловно, очень привлекательны для инвестиций на 3-5 лет. Государство - это, конечно, не спекулянт, это долгосрочный инвестор, и, в принципе, ждать 3-5 лет - это нормально для государства. Поэтому если эти сроки инвестирования будут выдержаны, то государство, выступая в роли инвестора, может получить очень неплохую прибыль по купленным акциям или облигациям. Но в краткосрочном периоде возможны очень высокие колебания на рынке, и безусловно, государство будет далеко не всегда находиться в прибыли в перспективе 1-2 месяцев, полугода или даже, может быть, года.



Сергей Сенинский: Александр Захаров, компания «Метрополь»...



Александр Захаров: Покупка на этих уровнях - это не просто какая-то блажь, но, будем так говорить, разумная вещь. Это то, что сделал бы любой человек, если бы у него были свободные средства сейчас, и он бы вкладывался в этот рынок с перспективой 3-5 лет. Это, в принципе, точно деньги не в песок. Что касается того, нужно ли вообще правительству выходить и пытаться как-то играть на рынке, я думаю, это больше психологический такой момент, который позволяет участникам рынка сейчас себя чувствовать комфортно, и в такие особо тяжелые дни, когда рынок сильно падает или есть внешний новостной негативный фон, в такие дни, конечно, участники рынка, безусловно, вспоминают о том, что есть эта третья сила, которая придет, которая поддержит, которая сейчас начнет покупать. Многие игроков это останавливает от того, чтобы агрессивно продавать что-то. Ряд игроков это успокаивает в плане того, что сейчас придут люди, они сейчас поправят положение дел, потому что то, что происходит, к России практически не имеет никакого отношения.



Сергей Сенинский: Общий объем золотовалютных резервов России за сентябрь и октябрь этого года сократился на 97 миллиардов долларов, заявил сегодня председатель Банка России Сергей Игнатьев. Из них на прямую поддержку курса рубля Центральный банк потратил 57 миллиардов. Средства Фонда национального благосостояния являются частью золотовалютных резервов России.


XS
SM
MD
LG