Ссылки для упрощенного доступа

Истории Запада и Востока. Почему лошадь стала национальной игрушкой Швеции


Программу ведет Сергей Тарасов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Сергей Джанян.



Сергей Тарасов : Изображение далекарлийской лошадки украшает собой шведские офисы и магазины по всему миру, а в самой Швеции фигурка эта встречается буквально на каждом шагу: красные, желтые, чёрные и голубые статуэтки - непременный атрибут любой здешней сувенирной лавки. О том, почему нехитрая, на первый взгляд, деревянная игрушка стала знаковым предметом шведской культуры, рассказывает наш корреспондент в странах Скандинавии Сергей Джанян.



Сергей Джанян : И всё-таки - почему именно лошадь, а не, скажем, лося, выбрали шведы своей национальной игрушкой? С этим вопросом я обратился к Кристине Лильегрен, сотруднице старейшего в Швеции изготовителя далекарлийских лошадок, компании Grannas :



Кристина Лильегрен : Точного ответа не даст вам никто. Однако в любом случае выбор лошади, как национального шведского символа не случаен. Если углубиться в историю, то можно вспомнить, что это животное было священным в культуре викингов. Бытует даже версия, что далекарлийская лошадка - это не что иное, как модель Слейпнира, коня верховного скандинавского божества Одина, на котором он путешествует между мирами. И, несмотря на то, что мифический конь был всё-таки восьминогим, в отличие от нашей лошадки, известно, что викинги активно обживали Даларну - здесь до сих пор находят многочисленные захоронения той эпохи.


Другая же версия переносит нас в значительно более поздние времена правления шведского короля Карла XII . Согласно апокрифам, лояльные монарху солдаты, расквартированные в 1716 году в районе Даларны, коротали свободные от службы вечера, вырезая деревянных лошадок в подарок детям хозяев, взявших их на постой.



Сергей Джанян : Родословная деревянной лошадки остаётся неясной. А вот когда она стала предметом торговли - известно относительно точно. Наиболее раннее упоминание об этом можно найти в сохранившейся рукописной проповеди шведского епископа Йоханнеса Рудбекиуса, произнесённой им в соборе Вестеросе в 1624 году. В своей речи святой отец громил прихожан, погрязших в легкомыслии и пороках, в числе которых упоминались «игральные карты, кости, курительные трубки, деревянные лошадки и песни про любовь». Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что далекарлийские игрушки вошли в жизнь шведского государства не позднее XV I I века. А уже со следующего столетия в Даларну зачастили купцы - закупаясь местным товаром, выменивали они и красных игрушечных лошадок. Товар этот хорошо расходился в тех уголках королевства, где о подобной забаве ещё ничего не слышали. Подобный бартер был весьма по душе и местным ремесленникам. Закончив работу над стулом или кроватью, мастера обязательно выстругивали из деревянных обрезков пару-тройку маленьких лошадок.


Даларна издавна славилась своими ресурсами. Однако с началом индустриализации доходов от выращиваемой сельхозпродукции и экспорта местной руды уже не хватало, чтобы прокормить население растущих городов. А потому в рост пошло развитие кустарного производства - тем более что предметы ручной работы всегда пользовались в Швеции популярностью. Именно тогда, в XIX веке, и сложилось в регионе производство игрушечных лошадок, ставшее важной статьёй дохода местных жителей. Появились целые династии профессиональных резчиков и художников, а навыки их мастерства передавались из поколения в поколение.



Кристина Лильегрен : Для изготовления настоящей далекарлийской лошадки наилучшим сортом дерева считается сосна из лесов вокруг озера Сильян - эта древесина идеальна для плотницких работ и резных поделок. Используя клише того или иного масштаба, резчик наносит на деревянный брус контур будущей лошадки. Затем ленточной пилой выпиливается заготовка. И это единственная операция, которую выполняет машина - всё остальное вырезается ножом вручную. Поэтому в принципе не существует двух одинаковых лошадок. После резки фигурки грунтуют, чтобы скрыть структурные дефекты древесины, затем сушат, сглаживают неровности и полируют, придавая поверхности особую гладкость. Далее изделие окунают в выбранную фоновую краску, а затем происходит самое интересное - процесс раскраски. Художники разрисовывают лошадок волнистыми узорами в особой технике kurbits - мастерству такой росписи учатся годами. В течение двух суток лошадки сохнут, а затем готовую игрушку покрывают прозрачным лаком и отправляют на полки магазинов.



Сергей Джанян : Рассказывает Кристина Лильегрен. Вообще-то говоря, деревянных лошадок вырезали не только в Даларне, однако родиной их считаются именно здешние места. Резными работами по-прежнему промышляют в Нюснэсе, где расположена фабрика Grannas , а ведь есть ещё местечки Фэрнэс, Берьйкарлос, Ваттнэс и Риса. Словом, не погрешим против истины, если скажем, что практически в каждой деревне Даларны вырезают своих лошадок. При этом каждый производитель старается выставить на рынок свою, отличную от других модель. Так что, внимательный глаз всегда определит, откуда игрушка родом: ведь цвета и узоры её повторяют дизайн местных национальных нарядов и гербов.



Кристина Лильегрен : Далекарлийские лошадки отличаются друг от друга не только мастью, но и сложением. Из рук местных резчиков выходят тягловые лошадки-крепыши, а, скажем, лошадки из Роттвика выглядят легконогими скакунами. Впрочем, фигурок, отступающих от традиционных канонов, в Даларне тоже хватает. Так, например произведение художницы Сильвии Йернберь наделено особенностью, отличающей её от десятков прочих. Лошадка «Викахэстен» - это подсвечник, где свеча занимает место всадника.



Сергей Джанян : Разумеется, столь уникальному явлению шведской культуры не миновать было и Книги рекордов Гиннесса. Самую большую в мире далекарлийскую лошадку можно видеть сегодня в шведском городе Авеста. Высота бетонной статуи составляет 13 метров, вес - 66 тонн. При этом сама скульптура внутри полая. Соорудили эту лошадь в 1989 году, когда рядом с городом прокладывали новую скоростную трассу. Ну, а самая крошечная далекарлийская лошадка была изготовлена шведским мастером Томасом Холстом: параметры деревянного скакуна - 3,7 миллиметра в холке и 3 миллиметра в длину.


И всё-таки, как это и в жизни нередко бывает, размер здесь - не главное. Далекарлийские лошадки давно уже из обаятельной, яркой игрушки выросли в предмет высокого искусства. И если ещё сто лет назад за дюжину лошадок просили лишь пару крон, то сегодня фигурки эти являются предметом страсти заядлых коллекционеров, готовых выложить за них немалые суммы на самых престижных аукционах мира. Что же до людей с обычными запросами, то цифры и тут впечатляют. В глазах иностранных туристов деревянная лошадка по-прежнему самый желанный сувенир из Швеции. В одном лишь Нюснэсе за год их продаётся на 24 миллиона шведских крон.



XS
SM
MD
LG