Ссылки для упрощенного доступа

Если ребенок хочет сесть за руль: опыт школы в Санкт-Петербурге


Ирина Лагунина: В России ездить на мотоцикле и мотороллере можно с 16 лет, на автомобиле с 18, управлять автобусом, троллейбусом и трамваем - с 20. Но жажда сидеть за рулем появляется у подростков гораздо раньше, и как тогда с этим быть? Опыт детской автошколы в Санкт-Петербурге исследовала Татьяна Вольтская.



Татьяна Вольтская: Какими игрушками мальчики играют охотнее всего, даже еще не научившись говорить? Конечно, машинками. Очень у многих страсть к игрушечным машинкам со временем перерастает в страсть к настоящим и, естественно, в желание уметь на них ездить. Те, кому повезло в том смысле, что в семье имеется папа, и он за рулем, и у него есть время и желание научить ребенка первым навыкам вождения, могут покататься где-нибудь в глухих местах, когда папа или мама сидит рядом. Так было с сыновьями Тамары, а их у нее трое.



Тамара: Мои дети с самого раннего детства уже сидели за рулем. Их папа был водитель, и он специально подгонял свой автобус, усаживал их в этот автобус и давал в таких улочках, тихих, далеких от транспорта и людей, он давал им там порулить и ощутить машину вообще. Старшему и среднему мальчикам моим нравилось сидеть за рулем. Но когда они подросли, технические возможности были только у среднего мальчика, он себе купил машину, очень успешно ездит, научился очень быстро.



Татьяна Вольтская: А ему вот помогло то, что его отец когда-то учил?



Тамара: Да, конечно, ему помогло. Потому что он уже себя ощущал в машине, почувствовал, как она едет.



Татьяна Вольтская: Так что детские навыки пригодились. А как быть с теми, у кого такой возможности нет? Детская автоспортивная школа «Экспансия» появилась в Петербурге в 1994 году. Благодаря ей не только в городе, но и в России появилось молодежное автоспортивное движение. Школа входила в Российскую автомобильную федерацию, ежегодно проводила квалификационный Кубок по автомногоборью. И вот теперь в городе открылся детско-юношеский автоспортивный центр «Драйв-класс – Юниор».


Говорит генеральный директор центра, мастер спорта, призер чемпионата Европы 2001 года по авторалли, чемпион России по ралли 2007 года Илона Накутис.



Илона Накутис: В 1994 году вне зависимости от той ситуации, которая у нас была в стране, у меня была частная школа, автоспортивная, которая занималась детьми. В 1998 году, к сожалению, эта школа вынуждена была прекратить свое существование и перейти в несколько другую форму, но зато я занялась совершенно другими вещами, которые сейчас дают возможность возобновить это все на совершенно другом уровне. На данный момент, помимо того, что дети изучают у нас правила дорожного движения, но несколько в другой форме, потому что это теперь доступно в компьютерном варианте. Я в первую очередь считаю, что допуск до автомобиля на сегодняшний момент у ребенка гораздо процент выше, чем раньше это было. Поэтому стянутые у родителей из кармана ключи или купленный в 18 лет автомобиль ребенку, мощный, сильный, - это, в общем-то, провокация для ребенка – нажать на педаль газа. А дальше начинаются проблемы, и я думаю, что процент аварийности очень серьезный именно с детской точки зрения.


Поэтому вот наша основная задача на сегодняшний момент – это сформировать некий коллектив молодежный, который будет обучаться у нас вождению. У нас уже закуплен определенный ряд автомобилей. Основная задача – ребенка научить правильно управлять автомобилем, понимать, что от чего зависит, на что влияет. У него идет контраварийная подготовка. Они начинают понимать, что такое скорость, и очень быстро, адекватно реагировать на поведение автомобиля. Более того, те технологии, которые мы на сегодняшний день используем, это спортивные технологии подготовки, в том числе водителей, так как мы на сегодняшний момент является центром с очень интересной предысторией. Есть, на самом деле, технологии подготовки водителей и технологии подготовки автоспортсменов. Мы работаем с Академией спорта, НИИ спорта и с Академией физической культуры и спорта в Москве. Техника растет, очень развивается, автомобили другие, системные.


Здесь не просто вождение. Я знаю очень много моих коллег, которые занимаются и в центре московском «Автоград». В 90-х годах, когда мы начинали, собственно говоря, это все делать, основное было то, что мы подтянули не только детей, которым было интересно этим заниматься, но и родителей. Потому что возраст этих детей – от 10 до 18 лет, то есть самый проблематичный. Но самый интересный эффект был потрясающий совершенно. Сейчас мы построили ту же самую схему, то есть они проходят теорию подготовки, тренажерную подготовку, когда они ставят технику работы рук на руле, у них это идет точно так же, как у взрослых, они очень серьезно работают на руле, на тренажерах. Идет четкое описание, что такое дорога, из чего складывается, что такое траектория движения, что такое гравийная дорога, асфальтовая дорога, мокрый асфальт, раскладываем все досконально. Дети – это же как губки, им как сказал, они так и будут делать, то есть они моментально совершенно эту информацию воспринимают.


Причем я хочу акцентировать внимание, что раллийные технологии, имеется в виду не кольцевые гонки, а именно раллийные технологии наиболее приближены к дорожной обстановке, потому что ралли проходят по дорогам общего пользования. Естественное, те знания и навыки, которыми владеют профессиональные раллисты, они перспективны и в дальнейшем.



Татьяна Вольтская: То, о чем говорит Илона Накутис, - что у современных подростков появляется соблазн вытащить ключи от машины из отцовского кармана и просто «покататься», - это, к сожалению, реальность, известная и начальнику 5 отдела Управления Госавтоинспекции ГУВД по Петербургу и Ленинградской области Татьяне Зыбиной.



Татьяна Зыбина: Статистика, что с каждым годом такие дети все чаще попадают в ДТП, она есть. И это показывает, что они все чаще выезжают на дорогу. Госавтоинспекция не говорит о картингах и спорте, мы больше говорим о воспитании законопослушного участника дорожного движения. И если спортивные навыки входят в состав обучения, плюс еще дополнительно дает осознание правил дорожного движения, конечно, это приветствуется больше, чем это просто картинг, где дети развивают скорости. Чем больше мы будем показывать ребенку, что правила дорожного движения, безопасность на дороге – это серьезное дело, и не только преподаватели, не только сотрудники ГАИ приходят, так еще и взрослые учатся, и дети посмотрят, что это действительно оборудованные классы, это схемы, узлы автомобиля, конечно, у них уже будет формироваться определенный образ по отношению к дороге. И этот образ не будет усечен только «красный-зеленый – иди по пешеходному переходу», а они будут знать правила, и образ будет собирательным, и тем самым мы их не ограничиваем, а наоборот, развиваем. Конечно, вообще приветствуется, когда взрослые каким-то образом занимаются с детьми. Это не так часто сейчас в нашей жизни происходит. Поэтому, конечно, никто не будет возражать, все будут только за.



Татьяна Вольтская: Автошкола для подростков особенно актуальна еще и потому, что, по словам Татьяны Зыбиной, в школе правилам дорожного движения учат плохо: учителя часто подходят формально, а то и не знают последних обновлений, а инспекторы, приходящие в школу, не имеют педагогических навыков, чтобы адекватно передать знания детям. Такое начинание надо обязательно развивать и в подростковых клубах, - считает председатель совета директоров подростково-молодежных центров Петербурга Ирина Богомазова.



Ирина Богомазова: Именно недостаточно кружков такого направления, интересных, может быть… конечно, девочки тоже интересуются, я согласна, сейчас интерес к этому очень большой и у девочек, но у мальчишек вообще просто глаза горят при одном упоминании как бы об этом направлении. Конечно, это нужно развивать, особенно в системе именно подростково-молодежных клубов, потому что это очень доступно, это приближенно к домам. Потому что, что говорить, как правило, каждый микрорайон имеет подростковый клуб, значит, нужно, чтобы хотя бы ребенок не вы этом клубе, так в другом имел возможность такую секцию посещать.


Естественно, нужна база, где можно открыть такое направление, если, скажем, это мото-направление или авто-направление, нужны руководители. Сейчас все клубы у нас тонут отчего? Оттого что зарплаты не очень высокие, не идут к нам педагоги работать. Потому что, во-первых, работа вся вечерняя, соответственно, люди заняты, у нас клубы работают с 16 до 21 вечером. Не каждый педагог откликается на такую работу. Все, кто работает в допобразовании, они знают, насколько это проблематично – найти педагогов работать вечером, потому что своя специфика.


Для любого такого направления нужна хорошая база. Ребенок не будет заниматься таким направлением в четырех стенах, нужны определенные условия создавать. Безусловно, финансировать, допустим, кружок кройки и шитья гораздо проще, где ребенок пришел, взял нитку и иголку и шьет. Но он тоже нужен. Не должно быть перегибов, что мы сейчас все закром и откроем одним мотосекции, нет, но каждый район должен иметь возможность иметь такой кружок.



Татьяна Вольтская: То есть, понятно, что такой автоспортивный центр, как «Драйв-класс – Юниор», - это пока удовольствие только для детей достаточной состоятельных родителей. Илона Накутис.



Илона Накутис: Безусловно, это для среднего слоя населения по финансам, но я грежу желанием, потому что сама прекрасно понимаю и видела, я готова взять, например, кого-то – или дома детские, или какие-то еще интересные части нашей молодежи на обучение к нам, проведя определенное, безусловно, тестирование, потому что есть нюансы и по здоровью, по психике, и это мы проработаем. Точно так же хотелось бы получить более серьезную поддержку, потому что работы много, но нужно выявить этих ребят, талантливых, которые способны на что-то, и у них есть потенциал, которых можно было бы тащить дальше, их развивать, чтобы у них какая-то перспектива, звездочки какие-то в глазах появились, что не все так плохо в этой жизни.


Не все так хорошо и благополучно, естественно, и в семьях, которые с достатком, потому что родители тоже, у них волосы на голове дыбом встают, когда они понимают, что сядут в машину класса «Субару» какого-нибудь сумасшедшего или «Ландсер», или «Тойота» с мощным мотором и где-нибудь убьются. Мамы так просто плачут реально, говорят: «Я не знаю, что с ним делать, потому что он сядет и поедет». А здесь, конечно, когда подтягиваешь, говоришь: «Ребята, это вот так и вот так на самом деле…» Потому что они-то представляют все виртуально, то есть фильмов насмотрелись «Такси-1-2-3», «Форсаж», «Угнать за 60 секунд» - там же кино, там же машины все разрисованы. И вот мы им по полочкам это все дело раскладываем, что все не так просто, что все это выглядит вот так и вот так.


Естественно, так как мы тренерский состав, какие-то тексты они проходят, мы сами садимся, мы от них требуем, потом сами садимся и показываем. Последнее тестирование, которое показало, мы сами сели, тренерским составом, я сильна, так сказать, конечно, но уже не настолько, как в 25… Сядешь, выдохнешь, покажешь – у детишек сразу, смотрю, глаза загорелись – ага, понятно.



Татьяна Вольтская: На западе, по словам Илоны Накутис, подростковый автоспорт развит гораздо больше, чем в России.



Илона Накутис: У них существуе выдача прав с 16 лет, у них на автомобильчик приклеен кленовый листик. При этом они практически постоянно сдают экзамены определенные по управлению автомобилем, по знанию правил дорожного движения. И если в течение этих двух лет, до достижения 18-летия, у них серьезные ДТП, им права просто не выдают, то есть они должны пройти дополнительную доподготовку. Я уже не говорю о контраварийной подготовке взрослых людей, которые попадают в ДТП, их принудительно отправляют на переподготовку.


Соревнований много, календарь огромнейший совершенно среди детей. И наша задача – точно так же довести их до определенного уровня и вывезти их туда, чтобы они могли посоревноваться с ребятами. Ближайшие – это Финляндия. Это самое простое, у них каждые субботу-воскресенье проводятся масса автомобильных соревнований. Это очень доступно, и когда я участвовала в Финляндии в гонках, зимние были гонки в Лапландии, кольцевые ипподромные гонки, там было 360 участников, из которых было 160 мужчин и где-то порядка 80 детей, остальные женщины.



Татьяна Вольтская: А не начнут ли так хорошо обученные дети потом лихачить?



Илона Накутис: А сколько детей у нас просто выезжают на улицу без разрешения родителей и убиваются там или получают травмы, или становятся калеками и так далее? А здесь под контролем профессионалов получают профессиональное образование в этой области, обучение. Гонщик-раллист должен, наоборот, на дороге демонстрировать наивысшую степень проявления вежливости и соблюдения правил дорожного движения. Потому что он – профессионал. Это он на дороге там, в лесу, должен продемонстрировать высокоточный класс управления автомобилем, в городе-то что выпендриваться? Это наша задача – в молодом водителе воспитать вот это вот чувство высокой самооценки отношения к тому, чем он занимается.



Татьяна Вольтская: Говорила мастер спорта Илона Накутис.


XS
SM
MD
LG