Ссылки для упрощенного доступа

23 ноября исполняется два года со дня смерти в Лондоне бывшего офицера КГБ Александра Литвиненко


Программу ведет Марина Дубовик. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Лондоне Наталья Голицына.



Марина Дубовик: 23 ноября исполняется два года со дня смерти в Лондоне бывшего офицера КГБ Александра Литвиненко, который был отравлен радиоактивным полонием-210. Британская Королевская прокуратура направила России запрос об экстрадиции в Лондон российского бизнесмена и депутата Госдумы Андрея Лугового, которого назвала подозреваемым в убийстве Литвиненко. Россия отказывается выдавать Лугового, что привело к серьезному охлаждению российско-британских отношений.



Наталья Голицына: Дело Александра Литвиненко получило широчайший международный резонанс. О нем пишут книги, снимают документальные фильмы, все еще ведут дискуссии и споры. Многим это дело все еще кажется загадочным, другие с уверенностью называют убийцу и заказчика убийства. Сам Александр Литвиненко незадолго до кончины обвинил в своем отравлении российские спецслужбы и лично Владимира Путина. Из-за невозможности привлечь к суду Андрея Лугового, которого Королевская прокуратура подозревает в отравлении Литвиненко, судебный процесс, в ходе которого могла бы выясниться истина, не может пока состояться.


Отказ России экстрадировать в Британию Андрея Лугового и крайне неопределенная судебная перспектива заставили вдову Александра Литвиненко Марину начать хлопоты по проведению неофициального дознания по делу об убийстве мужа. Закон допускает такие дознания, которые проводит коронер – должностное лицо при советах графств или городов, имеющее право разбирать дела о насильственной смерти. Такое дознание, кстати, было проведено по делу о гибели принцессы Дианы спустя десять лет после ее смерти, инициатором выступил отец возлюбленного принцессы Доди аль Файеда, погибшего вместе с Дианой. Коронер вправе допрашивать свидетелей, называть убийцу, однако он не может выносить официальный судебный приговор. Сейчас английские власти рассматривают заявку Марины Литвиненко на проведение такого дознания.


Возникли ли за прошедшие два года какие-либо подвижки в расследовании убийства Литвиненко? Говорит Марина Литвиненко.



Марина Литвиненко: Практически с первой годовщины, прошлого года каких-то особых изменений не произошло. Английская сторона продолжает настаивать на экстрадиции Лугового, российская сторона продолжает отказываться делать это, опираясь на Конституцию. Дело остается в прокуратуре. И вопрос о моей заявке провести неофициальное дознание также остается на рассмотрении. То есть если брать год по продуктивности в отношении дела, может быть, это немножко разочаровывает, что каких-то особых изменений или подвижек не произошло.



Наталья Голицына: Планируются ли в Лондоне во вторую годовщину смерти Александра Литвиненко какие-либо посвященные его памяти мероприятия?



Марина Литвиненко: Я очень благодарна всем, кто был эти два года с нами и поддерживал нас, и устраивал определенные акции, кампании. Согласитесь, что ни в год смерти, ни в первую годовщину у нас не было ни единой минуты возможности побыть наедине. И, может быть, в этом году первый раз, когда это будет очень тихая, очень семейная церемония для самых близких людей. Это как бы то, чего хотела бы я для своей семьи и для своих близких. Может быть, это не будет акцией в день годовщины, но что касается привлечения внимания общественности, работы с британским парламентом, возможность общения с американским Конгрессом, это все будет продолжаться. И это не имеет никакой привязанности к датам.



Наталья Голицына: Говорила Марина Литвиненко, вдова убитого два года назад в Лондоне бывшего офицера КГБ Александра Литвиненко.


XS
SM
MD
LG