Ссылки для упрощенного доступа

Истории Запада и Востока. В Нидерландах за право самостоятельно воспитывать своего новорожденного сына борются "слабо одаренные" родители


Программу ведет Олег Винокуров. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Софья Корниенко .



Олег Винокуров : Вот уже более месяца многие жители Нидерландов напряженно следят за развитием грустной истории, приключившейся в деревне Хелдермалсен ( Geldermalsen ) недалеко от города Арнем на юго-востоке страны. Молодая пара, Миранда и Хенк, борются за право самостоятельно воспитывать своего новорожденного сына. Государственные органы по охране прав детства не разрешают родителям забрать младенца домой. Дело в том, что Миранда и Хенк принадлежат к категории людей с ограниченными умственными способностями или, как политкорректно говорят в таких случаях в Голландии, они - «слабо одаренные». Рассказывает наш корреспондент в Нидерландах Софья Корниенко.



Софья Корниенко : На днях суд города Арнема постановил, что возвращаться в родную семью пока не в интересах маленького Хендрикуса ( Hendrikus ). Судья распорядился дождаться результатов исследования Совета по охране прав детства. Исследование еще не завершено . Как минимум до января Хендрикус останется на попечении своих временных опекунов. Его 37-летний отец Хенк и 27-летняя мать Миранда (которые просят не называть свою фамилию) подали жалобу на решение судьи, так как считают его безосновательным.


Свою историю Хенк и Миранда поведали всей стране в эфире нескольких телепрограмм. В редакции телепрограммы «НОВА» говорят, что давно уже не получали такого количества писем от возмущенных сложившейся ситуацией телезрителей. Вот что рассказали родители Хендрикуса корреспондентам программы.



Миранда : Мы находимся в детской Хендрикуса, но она пуста. Хендрикуса забрали временные опекуны. Потому что некоторые инстанции пришли к выводу, что мы не в состоянии заботиться о нашем ребенке, и через Совет по охране прав детства хотят перевести его в другую семью. Мы не согласны. Мы хотим сами заботиться о нашем ребенке. Мы считаем, что мы вполне на это способны.



Хенк : Я был так зол! В определенном смысле зол на эти инстанции. Но я постарался сдержать себя, иначе они использовали бы мое состояние против меня, и тогда я уже точно больше не увижу своего ребенка.



Софья Корниенко : Оба родителя работают, живут самостоятельно и способны содержать ребенка и заботиться о нем, говорит дядя Миранды Арри ван Катвайк, учитель по профессии.



Арри ван Катвайк : Когда ребенок родился, в больнице предложили матери с ребенком еще на десять дней остаться в стационаре, чтобы проследить за здоровьем малыша. Однако мать выписали уже на второй день, пообещав, что ребенка тоже выпишут на третий день и отправят его домой. Вместо этого ребенка отправили опекунам.


А началось все с того, что Хенк обратился к своему работодателю с просьбой помочь ему найти ясли для ребенка. Работодатель посоветовал будущим родителям позвонить в ассоциацию под названием «Вместе» ( MEE Nederland ). Если бы они не обращались в эту ассоциацию, ребенок спал бы сейчас дома, в своей кроватке.



Софья Корниенко : По словам Кейса Кортхалса ( Kees Korthals ) из той самой ассоциации «Вместе», специалистам по охране детства всегда приходится учитывать, прежде всего, интересы ребенка, как бы жестоко это не выглядело со стороны.



Кейс Кортхалс : Мы проследили за ситуацией у родителей дома и предоставили свое заключение, и уже на основе этого заключения Совет по охране прав детства принял решение забрать ребенка из семьи. Так что, некорректно говорить, что ребенка «отобрали» мы. Опыт показывает, что при наличии у родителей надежного семейного круга и круга друзей, на которых можно положиться, результаты могут быть положительными. Однако в каждом конкретном случае мы вынуждены делать неблагодарный выбор - между интересами ребенка и интересами молодой пары, которым очень хочется быть родителями. Слишком часто мы слышим обратные обвинения в свой адрес: как могли мы допустить такое, что ребенку было разрешено остаться в семье, и он погиб по недосмотру? Каждый раз возникает эта дилемма.


Насколько подобные случаи часты? В Нидерландах каждый год несколько сотен детей появляется в семьях, где один или оба родителя имеют ограничения в умственном развитии. Примерно в трети случаев никаких проблем по уходу за ребенком у таких родителей не возникает, и они отлично справляются со своими обязанностями, лишь иногда прибегая к посторонней помощи. В примерно половине случаев, наоборот, требуется постоянная помощь соответствующих организаций. И наконец, бывают отдельные случаи, когда оставлять ребенка в родной семье было бы безответственным решением.



Софья Корниенко : «Помимо любви к своему ребенку, родители должны обладать и иными навыками», - заключил на прошлой неделе судья. Хенку и Миранде разрешено навещать ребенка. Тем временем, Совет по охране прав детства исследует их на предмет обладания необходимыми родительскими навыками. По информации адвоката молодых родителей, их ввели в заблуждение еще на стадии планирования ребенка.



Хенк : По-моему, человек с высоким коэффициентом умственных способностей чаще в жизни совершает нехорошие поступки и ошибки, чем тот, у кого коэффициент низкий. Да и у моих родителей, например, у обоих был высокий коэффициент.



Софья Корниенко : Говорит Хенк. Справедливо ли это - лишать и без того обездоленных людей радости материнства и отцовства из-за гипотетической опасности, что они сделают что-нибудь не так?


По мнению многих, надзорные органы, таким образом, стараются избежать ответственности. В конце октября нидерландская Инспекция по охране детства ( Inspectie voor de Jeugdzorg ) опубликовала отчет, в котором сообщалось, что Совет по охране прав детства проводит недостаточную работу по защите детей в так называемых «проблемных семьях». В отчете также говорится, что критерии, по которым семья определяется как безопасная для проживания в ней ребенка, остаются неясными . В первый раз Совет по охране прав детства попал под удары критики в 2004 году, когда маленькая Саванна из города Альфен на Рейне ( Alphen aan den Rijn ) на юго-западе страны погибла в результате насильственных действий со стороны матери и отчима. С тех пор Совет старается перестраховаться.



XS
SM
MD
LG