Ссылки для упрощенного доступа

Будет ли государство выкупать у индустрии избытки производства


Программу ведет Валентин Барышников. Принимает участие экономический обозреватель Радио Свобода Сергей Сенинский.



Валентин Барышников : Государство может выкупать у российской металлургии избытки её производства, чтобы в условиях падения спроса использовать эти металлы в инфраструктурных проектах. Об этом заявил в ходе визита российской делегации на завершившейся вчера форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в столице Перу глава холдинга «Русский алюминий» Олег Дерипаска.


Такие предложения в последние недели не раз звучали на встречах российских предпринимателей с представителями властей, но никаких решений правительством пока не принято.



Сергей Сенинский: Речь идет о возможности выкупа той части продукции металлургии, которая в условиях падения спроса оказалась переизбыточной. Но сколь велики могут быть эти объемы? Руководитель аналитического отдела инвестиционной компании "Проспект" Дмитрий Парфенов.



Дмитрий Парфенов: Скорее всего, это предложение о выкупе металлов в государственную копилку, оно касалось, наверное, тех объемов, которые сейчас выпадают из экспорта в силу либо неконкурентоспособности по цене, либо в силу отсутствия спроса на внешнем рынке. По моим оценкам, этот объем может составлять до 2-3 процентов, наверное, годового объема производства. Но с этой точки зрения, если государство будет выкупать неконкурентоспособный металл, вопрос, для каких целей оно будет хранить его, что в дальнейшем, пускать его в переработку на каких-то государственных предприятиях или ожидать роста цен на сырье с целью дальнейшей перепродажи.



Сергей Сенинский: Аналитик по металлургии из финансовой корпорации "Уралсиб" Николай Сосновский.



Николай Сосновский: На мой взгляд, коль скоро мы говорим о цветной металлургии российской, "Норникель" с "Русалом" являются лидерами по производству металлов, никеля и алюминия в мире и работают, в общем-то, по большей части на экспорт, потому что такого количества металла на внутреннем рынке в данный момент сбыта нет. Говорить о том, что государство сможет выкупить какую-то значительную долю их производства, в общем-то, не приходиться. Если это и будет когда-то реализовано, то, скорее всего это будет меньше 10 процентов производства.



Сергей Сенинский: Тем не менее, эти объемы могут быть использованы, скажем, для крупных инфраструктурных проектов, которые уже запланированы. Аналитик инвестиционной компании UnicreditAton Марат Габитов.



Марат Габитов: Если говорить о том, что государство могло бы поддержать промышленность и производителей металлов с помощью инфраструктурных проектов, то в данном случае я полностью согласен. Потому что действительно это уникальная возможность достаточно дешево ввести в строй значительное количество инфраструктурных объектов. Это связано с тем, что у государства накоплены значительные объемы денежных средств, которые могли бы быть вложены с отдачей, и это было бы, я думаю, максимально эффективный способ помочь индустрии тяжелой промышленности.



Дмитрий Парфенов: Здесь имеется ряд ограничений, поскольку вообще затраты на инфраструктуру тоже могут сокращаться вследствие невостребованности. К примеру, это показывают уже энергетики, они прогнозируют снижение потребления электроэнергии и отодвигают свои инвестиционные планы на более длительные горизонты. Поэтому нет оснований предполагать, что даже с поддержкой государства продукция уже переработки цветных металлов, то есть изделия конечные, кабели электротехнические, энергетические и прочие виды продукции, также найдут свой спрос. Поэтому этот шаг, естественно, это крайняя мера, наверное, ее будут рассматривать уже когда ситуация будет совсем плоха именно для производителей цветных металлов.



Николай Сосновский: Мне кажется, что все-таки стоит продолжать ту политику, которая есть, то есть поддерживать в целом реализацию проектов и финансировать эти проекты в комплексе, выделяя денежные средства, а не на какие-то отдельные части этого проекта, составные. Поэтому здесь же опять есть некоторые проблемы, проблемы масштабов, в том, что в России просто нет банально столько государственных проектов, которые бы требовали такого объема металлов, и проблемы структурные, когда государство финансирует деньгами непосредственно проект либо попытается его составлять по частям.



Сергей Сенинский: Если допустить, что государство будет готово выкупить часть продукции некоторых отраслей, остальные тут же выстроятся в длинную очередь.



Марат Габитов: Это вполне возможно, но я думаю, что все-таки государство должно отдать предпочтение в данном случае тяжелой промышленности, производителям металлов и в первую очередь, наверное, производителям стали. Потому что все-таки для цветной металлургии это менее актуально, на мой взгляд, потому что в цветной металлургии прежде всего закрываются мощности у тех, у кого высокие затраты, а у отечественных компаний затраты относительно ниже по сравнению с мировыми конкурентами.



Дмитрий Парфенов: Это, безусловно, так. Если одна из отраслей видит, что помогают другой отрасли, то, безусловно, сразу образуется очередь, и все становятся за государственной помощью. О чем, собственно, и свидетельствует то обилие заявок на получение государственных кредитов на рефинансирование задолженности, которое мы наблюдали в последнее время после получения нефтяниками подобных кредитов, за ними выстроились и машиностроители, и металлурги, и розничные торговцы. Здесь ситуация будет аналогичная. Даже с рыночной точки зрения, это шаг совершенно неоправданный. Те производства, которые выпадают сейчас за рентабельность по себестоимости, они, безусловно, должны быть закрыты, иначе мы будем опять плодить то самое неэффективное производство, которое, собственно, и привело к печальным последствиям середины 80-х годов.



Николай Сосновский: Сейчас на рынке сложилась ситуация, когда в очень многих отраслях пропала значительная часть спроса, связанная с кредитными деньгами. Сейчас же мы видим, что, например, черная металлургия, порядка 30-50 процентов мощностей комбинатов стоят, не используется. Поэтому судить о том, какие объемы будут востребованы сейчас и в каких отраслях, я думаю, что это немножко преждевременно. Есть смысл подождать немножко и узнать, как в мире сложится ситуация по тем или иным продуктам, как себя будут вести производители, потребители, и уже тогда начинать финансировать что-то, если что-то финансировать напрямую.



Сергей Сенинский: Спад производства в целом ряде отраслей привел к тому, что общий рост промышленного производства в России в октябре этого года оказался в четыре раза меньшим, чем в сентябре.



XS
SM
MD
LG