Ссылки для упрощенного доступа

Открытие Русской аукционной недели в Лондоне


Программу ведет Кирилл Кобрин.



Кирилл Кобрин: В Лондоне стартует так называемая Русская неделя. Серия аукционов произведений русского искусства, в которых участвуют крупнейшие британские аукционные дома. Самая большая по масштабу Русская неделя проходит в этом году в обстановке финансового кризиса. Даже если цены на русское искусство, да и на искусство вообще падают, это не значит, что прекрасное будет стоить дешево. Многие критики современного мира и современной культуры считают, что искусство и арт-рынки давно уже превратились в комбинаты по производству сверхприбыли. А что думают об этом сами художники? Об этом я поговорил с известным современным российским художником, классиком московского концептуализма, известнейшим книжным иллюстратором Виктором Пивоваровым.


Виктор, существуют две крайние точки зрения на то, сколько стоит искусство. Одна из них заключается в том, что искусство стоит столько, какова себестоимость предметов или материалов, из которых изготовлено это произведение. Другая, крайняя точка зрения: искусство бесценно. В сущности обе эти точки зрения на самом деле являются одной и той же, что искусство не имеет цены, неважно как не имеет цены, потому что ничего не стоит или стоит слишком много. А вот как думает художник?



Виктор Пивоваров: Что касается цены материала, то это только произведение декоративно-прикладного характера, те предметы из золота, серебра или других дорогих материалов, которые можно перевести в лом. Это означает, что только в случае каких-то крайних ситуаций, во время войны или других экстремальных событий, некоторые эти вещи переводятся просто в материал. И тогда вот эта цена материала является решающей.


Что касается того, что произведения искусства бесценны, то это произведения музейного характера. Действительно духовная ценность этих произведений не может быть измеряема деньгами. Но в каждом музее существует список спасения предметов, то есть картин или скульптур, по иерархии во время войны, стихийных бедствий и так далее. Как правило, возле названия этих картин или скульптур стоит их цена. Это та цена, которую способны заплатить страховые компании и способно обеспечить государство в виде музея для сохранения этих предметов. Таким образом, и эта категория бесценностей имеет две стороны. Одну, которая действительно не измеряется никакими деньгами, это касается таких шедевров, как "Мона Лиза", "Черный квадрат" и так далее. И стороны общественных и национальных ценностей.


Но есть еще одна институция, которая создает ценное, это рынок. Рынок и рыночная цена никакого отношения к качеству и значению произведения искусства не имеют. Это область фактически чистого произвола, человеческих страстей и конъюнктуры.


XS
SM
MD
LG