Ссылки для упрощенного доступа

Конституционный суд Чехии постановил, что Лиссабонский договор не противоречит конституции страны


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Праге Ефим Фиштейн.



Кирилл Кобрин: В Чехии Конституционный суд постановил, что Лиссабонский договор о принципах функционирования Евросоюза не противоречит конституции страны. Таким образом, устранено препятствие для ратификации договора в парламенте. Чехия – последняя страна ЕС, еще не высказавшаяся по поводу договора. 25 государств одобрили этот документа, а Ирландия отвергла на референдуме. О сегодняшнем событии в Праге я побеседовал с обозревателем Радио Свобода Ефимом Фиштейном, которые следил за развитием событий в чешском Конституционном суде.



Ефим Фиштейн: Группа сенаторов, главным образом из числа консервативной Гражданской демократической партии, основанной в свое время нынешним президентом Клаусом, подала в Конституционный суд запрос относительности совместимости или несовместимости Лиссабонского реформного договора с положениями конституции Чешской республики. В частности, сенаторы перечислили ряд пунктов, по которым, как им казалось, договор может нарушать действующую конституцию, следовательно, потребовал бы для своей ратификации пересмотра конституции или же отвержения всего договора как несовместимого с чешской конституцией. Суд вынес постановление, по которому по тем пунктам, которыми интересовались сенаторы, Лиссабонский реформный договор оказывается совместимым и не нарушает положения чешской конституции. Важно это прежде всего потому, что тем самым может быть продолжен процесс ратификации договора в чешском парламенте. А в Чехии, как известно, договор не подлежит подтверждению на референдуме, а нужна всего лишь ратификация в парламенте, как и большинстве других стран Европейского союза. Важно это потому, что Чехия оставалась до сих пор практически одной из самых последних стран Европейского союза, где договор был пока еще не ратифицирован парламентом. Теперь, по существу, осталась только Ирландия, где договор уже был отвергнут на референдуме, и Германия, где договор также был обжалован в Конституционном суде, и решение Конституционного суда еще не было вынесено. Хотя Бундестаг уже утвердил в процессе ратификации этот договор.



Кирилл Кобрин: Какие силы выступают за Лиссабонский договор, какие против?



Ефим Фиштейн: Парадокс заключается в том, что президент Чехии Вацлав Клаус, основатель Гражданской демократической партии является, пожалуй, одним из самых видных критиков в Европейском союзе этого договора. Он считает, что Лиссабонский договор в принципе Европейскому союзу не нужен, как не нужна была и конституция европейская, и что этот договор фактически лишает Чехию ее суверенитета. В частности, по его мнению, некоторые положения, в частности, положения, скажем, об отсутствии права вето, о принятии решений большинством голосов в Европейском союзе, несовместимы с положениями чешской конституции, поскольку тем самым законы, принимаемые в Брюсселе, принимаемые на уровне Европейского союза, уже не подлежат обсуждению в чешском национальном парламенте и считаются более весомыми, чем законы, которые может чешский парламент принять. Кроме самого президента, который, кстати, выступил в канун решения Конституционного суда, выступил с очень яркой обличительной речью, требовал не принимать, не ратифицировать Лиссабонский договор, кроме Вацлава Клауса, фактически на стороне противников договора остались лишь несколько сенаторов и депутатов из Гражданской демократической партии и представители Коммунистической партии Чехии. Все остальные партии согласны с тем, что договор нужно ратифицировать.


Нужно сказать, что в ходе обсуждения в Конституционном суде в Праге находился с визитом, не случайным визитом, я бы сказал, министр по европейским делам Ирландской республики Дик Рож, который с большим облегчением воспринял решение Конституционного суда и заявил сразу же после него, что Ирландии, тем самым, предстоит провести сложные переговоры с Европейским союзом, в ходе которых были бы устранены некоторые недостатки в Лиссабонском договоре, и после устранения этих неточностей, неясностей, недостатков, которые не устраивают жителей Ирландии, был бы проведен в Ирландии вторичный референдум, по итогам которого, как считает этот министр по европейским делам, договор был бы фактически утвержден, ратифицирован и в Ирландии, в единственной стране, подчеркну, где договор подлежал утверждению путем референдума, а не просто путем ратификации в парламенте.


Тем самым, можно, в принципе, сказать, что тот кризис институтов Европейского союза, который мы наблюдали в последнее время, практически уже почти преодолен. Поскольку ратификация в чешском парламенте, в его двух палатах, будет, скорее всего, завершена еще в течение этого года, ну, может быть, в начале следующего. Дело в том, что с января следующего года Чехия по ротации становится председателем Европейского союза, и было очень важно, чтобы процесс ратификации именно в этой стране был завершен к моменту, когда эстафета председательства перейдет от Франции к Чехии.


XS
SM
MD
LG