Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

«Иконопись эпохи династии Романовых». Шедевры новейших времен


Богоматерь Феодоровская, с избранными святыми на полях. 1904 год. Мастерская Г.И. и М.И.Чириковых, Москва

Богоматерь Феодоровская, с избранными святыми на полях. 1904 год. Мастерская Г.И. и М.И.Чириковых, Москва

В Третьяковской галерее открылась выставка «Иконопись эпохи династии Романовых». Между тем, здесь до сих пор не решена судьба куда более ранней иконы — «Троицы» письма Андрея Рублева. Русская православная церковь просит предоставить шедевр древнерусского искусства для богослужебных нужд.


Из богатого частного собрания Виктора Бондаренко Третьяковка отобрала для выставки сотню икон. Все — музейного качества. Все относятся к позднему периоду иконописания, от XVII до ХХ веков, что совпадает по времени с царствованием династии Романовых. И вот как владелец коллекции объясняет свой интерес к этим эпохам: «Если вы пролистаете большинство книг по иконописи, — говорит Виктор Бондаренко, — особенно изданных в Советском Союзе, то обнаружите, что все заканчивается на XVI веке, будто у нас больше не было культуры, не было талантов, не было шедевров, а потом вдруг в конце XVIII появляется Боровиковский, Левицкий, светская живопись. А до этого провал. Поэтому я хотел показать этот период, что были шедевры и в XVII, и в XVIII, и в XIX, и даже в начале ХХ века».


— Только это были уже совсем другие иконы. И чем они вас привлекают?


— Правильно — совсем другие. Они и должны быть другие, время другое. Посмотрите, вот что мы видим на этой выставке, насколько церковь была не то что терпима и лояльна, а она была в авангарде актуального искусства того времени, она принимала все веяния новые. Посмотрите, здесь и рококо, и барокко, и классицизм, и арт-модерн. Церковь всегда была в авангарде. Поэтому что с ней сейчас случилось? Где новые памятники? Где новые образы, соответствующие людям XX I века?


— Поскольку вы заговорили сами о современной церкви, вы в иконах тонкий знаток, и я хотела бы знать именно ваше мнение. Как вы относитесь к тому, что «Троицу» Андрея Рублева церковь потребовала на богослужение? Вы ведь наверняка знаете об этой истории.


— Да, я знаю об этой истории, тем более я в совете попечителей Третьяковской галереи состою уже года три. Вопрос сложный. Отдать, не отдать… Если сохранность будет гарантирована и возврат гарантирован, я бы отдал. Мне кажется, что подтекст все-таки, что боится музей давать туда, именно в то место, для которого писал Андрей Рублев. Так я чувствую — боятся. А что вы сделаете (пусть Бог меня простит и церковь не обижается) если церковь скажет: Андрей Рублев писал вот для этого места, и «Троица» здесь очень хорошо вписалась?


Как сообщают в пресс-службе Третьяковской галереи, ее руководство пока не решило, будет ли отвезена «Троица» Андрея Рублева летом в Троице-Сергиеву лавру. С одной стороны трудно отказать в настойчивой просьбе РПЦ. С другой — долгое путешествие и пребывание вне музейных стен может навредить хрупкому шедевру.


XS
SM
MD
LG