Ссылки для упрощенного доступа

В Москве открылся II Всероссийский женский съезд


Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Тамара Ляленкова.



Марк Крутов: В Москве сегодня открылся Второй Всероссийский женский съезд. В нем участвую эксперты, активистки женских неправительственных организаций, представительницы разных социальных групп, а также те женщины, кто уже многого добился в политике - депутаты Государственной думы, члены Совета федерации, представители министерств и ведомств. Первый Всероссийский женский съезд состоялся в Санкт-Петербурге в 1908 году. Об исторических параллелях и правах современных женщин – в материале Тамары Ляленковой.



Тамара Ляленкова: Любой исторический промежуток, тем более помеченный вехами политических перемен, дает возможность судить если не о намерениях большинства, то хотя бы о социальной устремленности. Повестка дня нынешнего женского съезда почти не отличается от той, что зачитали в 1908 году. Рассказывает председатель-координатор Комитета консолидации женского движения России Наталья Дмитриева…



Наталья Дмитриева: Второй Всероссийский съезд женщин - это мероприятие, к которому женщины России шли без малого 100 лет, поскольку Первый Всероссийский женский съезд состоялся в Петербурге в 1908 году. За это столетие женщины страны прошли долгий и, не без пафоса скажем, здесь пафос очень оправдан, славный путь. Это были достижения наших прабабушек и бабушек, которые в 1908 году поставили вопрос о равном с мужчинами избирательном праве, и в России такое право было получено намного раньше, чем в целом ряде европейских стран, например, в Великобритании - на 11 лет позже женщины получили равные с мужчинами избирательные права. Второй Всероссийский женский съезд - это символ нового этапа женского движения, который приходит после десятилетия некоторой раздробленности. Надо сказать, что сейчас у нас более 2000 женских общественных организаций, и помимо этого, очень большой женский потенциал, который не задействован в каких бы то ни было инициативах гражданского общества, но жаждет быть востребованным и раскрытым.



Тамара Ляленкова: Попытка отстоять гендерное равенство в России была предпринята раньше, чем где-то бы ни было в Европе, однако результат оказался довольно жалким. Традиционный показатель демократии, а также экономического и социального уровня жизни - это доля участия женщин в политике. В Российском парламенте их всего 14 процентов. О причинах подобной диспропорции размышляет президент общероссийской ассоциации женских общественных организаций «Консорциум женских неправительственных объединений» Елена Ершова…



Елена Ершова: У нас колоссальная разница между тем, что у нас записано де-юре и тем, что делается де-факто. Практически во всех регионах в общем и целом проблемы-то стоят те же самые. Есть, конечно, разница - в одних регионах ситуация получше, в других, особенно дотационных, ситуация похуже. У нас же есть шесть регионов, где вообще нет ни одной женщины в законодательных собраниях. Поэтому у нас можно еще говорить о том, что женщины обладают избирательным правом, но пассивное избирательное право реализуется из рук вон плохо. Женщин очень мало во властных структурах и в законодательной власти мало, и хотя у нас сейчас повысился - от 10 до 14 процентов доля женщин в Думе, все равно этого совершенно недостаточно. В исполнительной власти из рук вон... То есть у нас там много женщин, женщин толковых, образованных, они работают, но на уровне принятия решений всего две, несмотря на все те сдвиги, которые, безусловно, сделаны.


Огромное достижение то, что у нас у женщин очень хороший уровень образования. Женщины работающие, более 60 процентов, - это женщины либо с высшим, либо с незаконченным высшим и специальным образованием. А мужчин - чуть больше 40 процентов. Но это показывает, что высокий уровень женского образования еще не решает автоматически проблем равноправия. Женщины на местном, и особенно муниципальном уровне очень активно работают во многих муниципалитетах - и 50 процентов, и 80 процентов женщин. Чем выше уровень, чем больше денег, тем меньше женщин. Вот совершенно прямая взаимосвязь. Где много работ и мало денег, там очень много женщин во властных структурах, во всех ветвях. У нас еще пахать, не перепахать, мы остаемся патриархальным обществом до сих пор, к сожалению.



Тамара Ляленкова: Светлана Айвазова, доктор политических наук, член Совета при президенте Российской Федерации по содействию развитию гражданского общества и правам человека, считает, что гендерное неравноправие в России обусловлено самой политической системой.



Светлана Айвазова: Участие женщин в политике сегодня зависит не столько от нежелания женщин туда идти, сколько от того, как функционирует сама политическая система, как происходит отбор людей в списки кандидатов, в депутаты, как продвигаются мужчины и женщины в партийных организациях, сколько входит представителей от разных городов, допустим, от миллионников, от больших, от малых городов, как возобновляется этот корпус, как работает то, что называется социальным лифтом. В российской политике это очень ярко видно. Да, женщин нет. Отвечая на вопрос о том, почему женщин мало: ну, они не хотят. И это, между прочим, один из устойчивых мифов.


Второй факт - женщины не голосуют за женщин. Женщин большинство в электорате, если женщина не попадает в число депутатов, значит, их блокируют женщины. Но ведь и мужчины, и женщины, приходящие к урнам для голосования, голосуют не за кого-то, за кого они хотят, а за те реальные имена, которые представлены в списках для голосования. Они за них исправно и голосуют. Меньше женщин не оказывается там.


Дело все в том, что Россия - это именно та страна, которая в 1920-х годах ХХ века эту тему подняла и стала говорить о необходимости включения женщин в парламент и предлагать разрабатывать международные документы, документы ООН с учетом принципа равноправия женщин и мужчин в участии в политике. В частности, такой важнейший документ, как "Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин", который включает большой раздел "Женщины и политика", был написан по инициативе Советского Союза. И вот для страны-первооткрывателя это странная позиция, по меньшей мере, это откат назад в этой сфере демократии. И женщины просто вытолкнуты в политику. Они понимают, что им надо добиваться своих прав. И отсюда их интерес к политике формируется. Не из того, что кто-то чего-то лишнего хочет, а из того, что суровая проза жизни заставляет их защищать себя и добиваться политических прав, экономических прав и так далее.



Тамара Ляленкова: Однако наличие прав вовсе не означает их реализацию, в России права надо обязательно отстаивать. Что женщины и делают, вполне мирным путем, шаг за шагом, съезд за съездом.


XS
SM
MD
LG