Ссылки для упрощенного доступа

Документальное кино на «Сталкере» важнее игрового


На открытии фестиваля вручат награды «Сталкера»: Саше Пушкареву, герою фильма-лауреата прошлого года, Чулпан Хаматовой, Дине Корзун и Дмитрию Муратову
На открытии фестиваля вручат награды «Сталкера»: Саше Пушкареву, герою фильма-лауреата прошлого года, Чулпан Хаматовой, Дине Корзун и Дмитрию Муратову

С 10 по 15 декабря в Московском доме кино в 14-й раз пройдет международный фестиваль фильмов о правах человека «Сталкер». Посвящен он 60-летию подписания всеобщей декларации прав человек и девиз его «Человеческое достоинство и справедливость для всех нас».


На открытии фестиваля вручат награды «Сталкера». Они достанутся Саше Пушкареву, герою фильма-лауреата прошлого года «Хрустальный мальчик», Чулпан Хаматовой и Дине Корзун, которые организовали Фонд помощи детям, больным лейкемией, и главному редактору «Новой газеты» Дмитрию Муратову.


Всего в программах фестиваля 116 фильмов: игровых, документальных и короткометражных. В конкурсе от России знакомые все лица — фильмы-участники, а то и лауреаты многих международных фестивалей: «Пленный» Алексея Учителя, «Дикое поле» Михаила Калатозишвили, «Живи и помни» Александра Прошкина.


Новых названий маловато. Так что интереснее всего программа документальных фильмов. Об этом говорит продюсер Раиса Фомина: «Я бываю очень много на международных фестивалях, я вижу, что на Западе, особенно в Европе огромное количество игровых фильмов делается на темы, которые у нас обходит игровое кино. Даже, мне кажется, какое-то есть негласное мнение о том, что если люди делают фильмы о страданиях, о невыносимости жизни, об обездоленности огромных слоев населения, это считается непатриотично. Подменяется вообще само понятие. Кажется, что патриотизм — это любовь к государству и к правительству, а на самом деле это любовь к людям, которые живут в этой стране, милосердие, жалость, сострадание. И вот игровые режиссеры чаще всего делают фильмы совершенно о других слоях населениях, это фильмы о богатых, о бандитах. Мы по касательной как-то проходим мимо страшных судеб огромного количества людей. Эти документальные фильмы и режиссеры, которые их делают, которым мы страшно благодарны, дают нам возможность как-то встать опять на землю, посмотреть, что вокруг нас творится. То, что мы видим в этих документальных фильмах, это страшная боль людей, которые как бы для нас не существуют и не существуют для этого общества».


На мой вопрос, какие события, связанные с темой фестиваля нынешнего года, должны стать пищей кинематографистам, член жюри, режиссер Алексей Мурадов ответил: «На мой взгляд, самое главное событие, которое было в этом году, это, естественно, война, которая была затеяна неизвестно кем, неизвестно зачем, неизвестно почему. Наверное, это очень важная тема. Это то, что на сегодняшний день диктует некоторые шаги и в геополитике, и просто в политике внутренней этой страны».


Никто не вспомнил про процесс по делу Политковской, про письма в защиту Бахминой, про то, как на собранные в Интернете деньги в Москве оперировали маленькую таджикскую девочку и так далее, и так далее, и так далее...


Ситуация понятна. Сам фестиваль в этом году получил государственную поддержку, и большинство российских фильмов снимаются при участии государства, к тому же кинематографисты долго запрягают.


XS
SM
MD
LG