Ссылки для упрощенного доступа

Киев и Тбилиси остались без плана действий


Украина и Грузия заканчивают год без плана действий по членству в Североатлантическом альянсе
Украина и Грузия заканчивают год без плана действий по членству в Североатлантическом альянсе

Совет НАТО не предоставил Украине план действий по членству в альянсе, ограничившись годовой национальной программой. Эксперты полагают, что в Брюсселе решили изменить формулировку, чтобы не раздражать противников ПДЧ. Осталась без плана и Грузия. По мнению оппозиции, на пути Тбилиси в НАТО встали августовские события.


Для Украины, где вступление в НАТО еще служит предметом внутренних разногласий, отказ министров иностранных дел стран Североатлантического союза предоставить Киеву план действий относительно членства в НАТО (ПДЧ) не стал неожиданностью. Руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко считает, что уже в октябре было ясно: шансы на получение ПДЧ минимальны.


«К саммиту появились данные опроса, согласно которым уже 30 процентов населения выступают за вступление в НАТО, то есть прогресс был показан, — объясняет эксперт. — А те, кто выступал против ПДЧ, говорят, что это мы, мол, не допустили». На самом деле, уверен Владимир Фесенко, ничьей заслуги здесь нет: принято компромиссное решение, продиктованное прежде всего позицией европейских государств — членов НАТО, которые в данный момент не хотят усиления конфронтации с Россией. Новая волна геополитического противостояния в условиях экономического кризиса Европе не нужна.


Лидер крупнейшей оппозиционной Партии регионов Виктор Янукович назвал решение Совета НАТО «взвешенным и свидетельствующим об уважении к выбору украинцев, большинство которых против членства Украины в НАТО». В проправительственном блоке Юлии Тимошенко известие из Брюсселя расценили как «удар по репутации президента Виктора Ющенко, обещавшего добиться предоставления Украине ПДЧ уже в декабре».


На заседании Совета НАТО с Украиной была согласована годовая национальная программа. Она во многом идентична ПДЧ, а название, возможно, изменено как раз для того, чтобы не злить Россию, полагает президент Социологической службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко. «Если Москва категорически против ПДЧ, а НАТО не может остановиться в своем желании интегрировать Украину, то естественно, что принятый документ имеет другое название», — говорит социолог. Это, по его мнению, позволяет альянсу сохранить лицо, продолжив действия по интеграции Украины, и в то же время не злить Москву, позволив ей одержать некую победу.


В любом случае, многие политики и эксперты считают, что дальнейшие принципиальные решения о «североатлантических» перспективах Украины Брюссель будет принимать не раньше, чем через 13 месяцев, после украинских президентских выборов.


Грузинские власти, как отмечают тбилисские наблюдатели, всячески пытаются преподнести итоги Совета НАТО как огромный успех грузинской дипломатии и внешней политики. Президент пока хранит молчание, но смысл заявлений чиновников сводится к тому, что план действий вовсе не является обязательным условием для вступления в Североатлантический союз, и Грузию вполне могут принять в НАТО без ПДЧ, на основе выполнения ежегодного плана действий (AAP). Премьер-министр Григол Мгалоблишвили, лично возглавлявший грузинскую делегацию в Брюссель, уверен, что «процесс вступления Грузив НАТО становится необратимым».


Правда, оппозиционные лидеры, включая убежденных сторонников членства страны в НАТО, оптимизма властей не разделяют. Руководитель партии «Новые правые» Давид Гамкрелидзе заявил в интервью Радио Свобода, что война вокруг Южной Осетии отдалила Грузию от Североатлантического союза: «Мы потеряли реальный шанс стать кандидатом, потеряли после известных событий, которые происходили в августе. Вопрос, наверное, не будет серьезно обсуждаться в ближайшие годы. Это неудача нашего правительства и успех российского». Возвращение реального шанса на членство в НАТО, по мнению Давида Гамкарелидзе, требует прежде всего смены руководства страны.


Известный политолог Иосиф Цинцадзе также настроен скептически, однако он не думает, что война сыграла в решении альянса решающую роль. Он полагает, что ни Грузия, ни Украина пока не готовы к вступлению в Североатлантический союз, поэтому получили своеобразное моральное утешение: не отчаивайтесь ребята, не сегодня, так завтра, если не завтра, то послезавтра, а если не послезавтра, то когда-нибудь вы все-таки станете полноправными членами НАТО.


Если для Украины вступление в НАТО по-прежнему служит предметом дискуссий, то прошедший в Грузии референдум показал, что население положительно воспринимает вступление в альянс.


XS
SM
MD
LG