Ссылки для упрощенного доступа

В Хельсинки завершилось совещание министров иностранных дел стран ОБСЕ


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.



Александр Гостев : В Хельсинки завершилось совещание министров иностранных дел стран ОБСЕ. В ходе заседания российский министр Сергей Лавров отвечал на выступления многих его коллег, накануне раскритиковавших Россию за войну с Грузией. О том, что происходило на совещании ОБСЕ, в прямом эфире рассказывает Данила Гальперович.


Данила, здравствуйте! Вам слово.



Данила Гальперович : Добрый день! Буквально несколько минут назад закончилась итоговая пресс-конференция председателя ОБСЕ, действующего, еще который будет действовать 26 дней, финского министра иностранных дел Александра Стуббе. Надо сказать, что эта пресс-конференция была достаточно грустной для него, во всяком случае. Он не выражал особого оптимизма. Дело в том, что в Хельсинки надеялись (именно финское председательство) на то, что на этой сессии министров иностранных дел ОБСЕ будет принята политическая декларация о том, как этой организации всей вместе видится обеспечение безопасности, поддержание других жизненно важных приоритетов, в том числе прав человека, так называемой третьей корзины хельсинкской в Европе. Так вот, политическая декларация не была обнародована. Она не была поддержана всеми. И Александр Стубб не стал указывать (и придерживался все время этой позиции), что не хочет указывать на страны, из-за которых не произошло согласование этой политической декларации, ее принятие. Но в кулуарах ОБСЕ говорили, что основная противница этой декларации - это Россия, потому что на этой сессии министров стран членов ОБСЕ одной из главных тем была война между Россией и Грузией, и ситуация в Грузии. И практически в каждом выступлении звучали, как уже было сказано, критические высказывания по поводу России. Очень много говорилось о признании ОБСЕ территориальной целостности Грузии, о том, что наблюдателям ОБСЕ нужно дать полностью работать на всей территории международной признанной Грузии.


Надо сказать, Сергей Лавров был единственным, пожалуй, кто подверг ОБСЕ уничтожающей критике. Вот что он сказал про саму организацию.



Сергей Лавров : Для нас очевидно, что нынешняя ОБСЕ не справляется со своим основным предназначением. Я имею в виду обеспечение равной и неделимой безопасности для всех. Если в начале 90-х годов прошлого века организация была способна иногда даже останавливать войны, то сейчас она, к сожалению, не только не в состоянии их предотвращать, но и не реагирует на несанкционированное использование силы в явное нарушение базовых принципов Хельсинкского заключительного акта. Давайте вспомним 1999 год, почти трехмесячные бомбардировки Югославии, вспомним недавнее нападение на Южную Осетию.


К сожалению, ни тому, ни другому ОБСЕ не сумела дать оценку, которая основывалась бы на фактах и на действующих обязательствах всех нас. В общем-то, и другие направления деятельности ОБСЕ вызывают вопросы, требуют адаптации. Давайте подумаем - почему большинство стран, принимающих полевые миссии ОБСЕ, чувствуют себя не очень уютно? Ответ для нас очевиден. Потому что наличие миссии в том виде, в котором сейчас эта процедура осуществляется, воспринимается, как проявление неравноправия, если хотите. Тоже касается нынешних методов деятельности Бюро по демократическим институтам и правам человека по наблюдению за выборами. А равноправие государств - это ведь основополагающий принцип Хельсинки. Думаю, что эти противоречия нужно устранять. Устранять видимые и невидимые разделительные линии, тем более, в ситуации, когда требуется подлинно коллективное объединение усилий всех государств для поиска ответов на вызовы глобализации.



Данила Гальперович : Сергей Лавров еще раз уточнил ту идею, которую Москва высказывает уже некоторое время - идею о заключении договора о европейской безопасности. Говорил об этом довольно много. Фактически это основная была часть его речи, если не считать ответов на критику по Грузии. Эти ответы были достаточно агрессивными, я бы сказал. Ничего не было сказано о том, что все-таки отмечалось. И было сказано, например, что, наоборот, Грузия сейчас не дает поставлять газ в Южную Осетию. Наблюдатели от ОБСЕ и сама ОБСЕ были призваны как-нибудь устранить гуманитарную катастрофу, как выразился Лавров, которая вот-вот разразится в Южной Осетии из-за того, что перед зимой там нет газа.


Лавров еще более серьезное обвинение выдвинул в адрес ОБСЕ. А именно в том, что ОБСЕ знала о том, что Грузия начнет обстрел Цхинвали, и никак не повлияла на это решение. Тбилиси.



Сергей Лавров : Недавние события заставляют также повнимательней присмотреться к тому, как налажена циркуляция информации внутри ОБСЕ, и понять - не являемся ли мы в ситуации, где созданы некие фильтры, которые делают информацию доступной только для части государств-участников. Я имею в виду сообщения средств массовой информации о том, что накануне нападения на Южную Осетию наблюдатели ОБСЕ докладывали о приготовлениях этой акции. Но их доклады почему-то не были доведены до всех членов организации. Считаю, что это абсолютно неприемлемо. Рассчитываю, что по этому вопросу, который мы уже ранее ставили в постоянном совете, руководство организации проведет соответствующее расследование, и о его результатам нам будет доложено.



Данила Гальперович : Это обвинение уже даже Александр Стубб, который максимально политкорректно вел себя в течение всего совещания министров стран ОБСЕ, назвал абсурдным или сюрреалистичным, как он выразился. По его мнению, даже какие бы ни были доклады, восемь не вооруженных наблюдателей ОБСЕ в Цхинвали не могут предотвратить какой-либо обстрел.


Надо сказать еще чуть-чуть о сути тех предложений все-таки, которые очень часто упоминаются, но как раз суть не раскрывается, того самого договора о европейской безопасности, предлагаемым Москвой. Это, например, гарантия обеспечения равной безопасности государств Евроатлантики на основе отказа от обеспечения собственной безопасности и за счет безопасности других. Здесь явный намек на размещение ракет, а точнее - элементов ПРО в Европе, которое сейчас проводят США. Понятно, что достаточно много скепсиса было по поводу этих предложений. Штаты выражали его открыто, а европейские партнеры - более сдержанно. Явно разговор об этом будет продолжен.



Андрей Гостев : Спасибо, Данила!



XS
SM
MD
LG