Ссылки для упрощенного доступа

Ирландия готова провести повторный референдум по вопросу об одобрении Лиссабонского соглашения


Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Кирилл Кобрин.



Евгения Назарец : Ирландия готова провести повторный референдум по вопросу об одобрении Лиссабонского соглашения, которое, по сути, является Конституцией Евросоюза. Эта возможность обсуждается в рамках саммита Евросоюза, проходящего в эти дни. Полгода назад референдум по Лиссабонскому соглашению в Ирландии провалился. Страна против участи в европейской оборонной политике, в общеевропейской системе налогообложения и желала бы сохранить на своей территории запрет на аборты. И вот при гарантии исполнения этих условий со стороны Евросоюза Ирландия согласится на вторую попытку ратифицировать Лиссабонское соглашение. Эту тему мы обсудили с обозревателем Радио Свобода Кириллом Кобриным.


Скорее всего, состоится повторный референдум в Ирландии по Лиссабонскому соглашению, которое призвано заменить Конституцию. Это будет уже вторая попытка провести повторный референдум в Ирландии по вопросам, которые инициирует Евросоюз. Такое вот ирландское, с позволения сказать, упрямство - этот сценарий уже не первый раз повторяется. Это не напоминает ли политический фарс или какую-то проблему, которую Европейский Союз, европейское сообщество просто решить не в состоянии?



Кирилл Кобрин: Ирландия всегда была таким камнем преткновения сначала для британской политики, когда Ирландия была составной частью Соединенного Королевства, а сейчас Европейского Союза. Конечно, есть искушение сказать, что фарс глубоко укоренен в ирландской культуре. Достаточно вспомнить прозу Джойса или Беккета пьесы, но все-таки на самом деле речь идет не о врожденном упрямстве ирландцев. Ирландцы нисколько не более упрямы, чем французы, англичане или немцы. Речь идет о наспех подготовленных решениях и плохо проведенных референдумах и плохо проведенных, скажем так, рекламных кампаниях рекламных перед референдумом. Тот референдум, который провалился по Лиссабонскому договору, действительно, был вроде бы неплохо подготовлен, но правительству не удалось внятно разъяснить ирландцам, что они выигрывают и, вообще, по поводу чего они голосуют.


Надо сказать, что Ирландия, вообще, одна из тех стран, а может быть, первая в этом ряду стран, которые больше всего выиграли от участия в Европейском Союзе. Это одна из самых бедных стран Европы. Еще в 70-е, даже еще в конце 80-х годов она производила впечатление крайне отсталого государства с довольно слабой экономикой. Затем сформировался феномен, который называется "кельтский тигр", то есть ирландская экономика, действительно, внезапно выросла и стала ультрасовременной и особенно, что касается самых высокотехнологичных отраслей. Все это благодаря инвестициям Европейского Союза. Если бы ирландскому правительству, которое является сторонником Лиссабонского договора, удалось бы разъяснить жителям страны, что речь идет именно об этом и о продолжении вот этого же самого, то тогда, конечно, результат этого референдума был бы иной.



Евгения Назарец: Как вы говорите, ирландцы не более упрямы, чем жители многих других стран. А теперь, наверное, будет правильно говорить - не более упрямы, чем те же чехи. В Чехии парламент тоже отложил ратификацию Лиссабонского соглашения. И теперь вслед за ситуацией в Ирландии, часто упоминают ситуацию в Чехии. Насколько это оправдано?



Кирилл Кобрин: Это действительно очень сильно оправдано, особенно после недавнего так сказать фо па, которое совершил президент Чехии Вацлав Клаус, оказавшись в Дублине. Он участвовал в частном обеде, который устроили активисты Лиги объединения комитета, который выступает против Лиссабонского договора. Это не позволительное с дипломатической точки зрения поведение было поставлено на вид ирландским руководством именно президенту Чехии. Дело в том, что Вацалав Клаус является убежденным противником не только Лиссабонского договора, а на самом деле и европейской интеграции. Кстати говоря, хотя это не имеет прямого к этому отношения, и яростным противником экологического движения. Но за Клаусом и его позицией, безусловно, стоит и позиция части политической элиты Чехии и, в общем, определенные исторические традиции Чешского государства, которое, после того, как оно побывало в составе сначала Австро-Венгерской империи, потом в составе советского блока, там сильны настроения неучастия в каких-либо крупных объединениях, которые могли бы нарушить суверенитет страны.


Тем не менее, большинство населения, судя по всему, все равно за Евросоюз и, наверное, за Лиссабонский договор. Большая часть политической элиты Чехии тоже "за". Безусловно, договор, в конце концов, будет ратифицирован в Чехии так же, как, скорее всего, он будет принят на референдуме в Ирландии. Потому что иначе под вопрос будет поставлена сама как бы действенность Европейского Союза.



Евгения Назарец: Говорите, что Лиссабонское соглашение, скорее всего, будет ратифицирован иначе это тупик для Евросоюза и его попыток действовать согласованно. Но все-таки этот Лиссабонский договор встречает достаточно серьезное сопротивление, которое до сих пор не преодолено. Вообще, у него есть какая-либо альтернатива, наиболее очевидная?



Кирилл Кобрин: Эксперты не могут говорить о наличии альтернативы, потому что нет другого документа. Дело в том. что нет альтернативы европейской интеграции особенно сейчас, когда начался финансовый кризис. Европейская валюта оказалась невероятно дееспособной. Евро оказался очень сильным. Наличие общей валюты предохранило эти страны от очень многих неприятных последствий финансового кризиса. Неудивительно, что сейчас начались разговоры о том, что может быть Великобритания перейдет с фунта на евро, что, вообще, представить себе еще несколько месяцев тому назад было невозможно.


Мы не обсуждаем сейчас отдельные статьи Лиссабонского договора. Может быть, этот документ, как само по себе документ не очень удачен, но в сущности стратегически это верное движение.



XS
SM
MD
LG