Ссылки для упрощенного доступа

Министерство экономики объявило рецессию


Конвейеры встают по всей стране, так что в МЭР к худшему уже не готовятся, а признают как данность
Конвейеры встают по всей стране, так что в МЭР к худшему уже не готовятся, а признают как данность

Рост российского ВВП по итогам 2008 года будет ниже прогнозируемых до сих пор 6,8 процента, а объем промышленного производства увеличится всего на 1,9 процента, заявил в пятницу заместитель министра экономического развития Андрей Клепач. Таким образом, Минэкономразвития признает, что в четвертом квартале российское промпроизводство и общий объем экономики ждет первое за последние несколько лет сокращение. «Рецессия в РФ уже началась и, боюсь, двумя кварталами это не закончится», — сказал замминистра. Формальное определение рецессии при этом как раз подразумевает снижение темпов роста экономики в течение двух кварталов подряд.


О том, чем обусловлены столь пессимистичные ожидания Минэкономразвития, Радио Свобода рассказал старший экономист Центра развития Валерий Миронов:


— Данные по промышленному производству за первый месяц квартала были настораживающими. Оно выросло очень слабо и по сравнению с сентябрем, и по сравнению со всеми предшествующими годами, когда шел экономический рост. Относительно сезонности было очень серьезное, на несколько процентных пунктов падение. Впоследствии улучшения общих макроэкономических показателей не произошло, цена на нефть еще сильнее упала, отток капитала и снижение резервов продолжилось. Если эту тенденцию перенести ноябрь и декабрь, получаем отрицательный рост промышленности, от 5 до 10 процентов. Учитывая, что промышленность составляет более трети ВВП, то МЭР, с учетом полноты имеющейся у него информации, видимо, имеет основания заявить, что рецессия в России началась. Хотя я бы предостерег от утверждений о том, что она продлится долго: появились оптимистические признаки, даже не то что признаки, а экономика сама включает механизмы защиты.


— Какие?


— Падение рубля к доллару ранее сопровождалось укреплением рубля к евро, но в ноябре рубль начал падать уже и по отношению к евро. Значит, ценовая конкурентоспособность российской промышленности стала увеличиваться по всем направлениям. Конечно, трудно говорить о конкурентоспособности, когда валютные доходы предприятий и населения снижаются. Но это какой-то шанс для оживления внутреннего обрабатывающего производства, потому что импорт становится дороже и в долларовом, и в евро-выражении. А это дает промышленности возможность быстрее преодолеть рецессию.


— Способна ли российская промышленность в нынешних условиях сама преодолеть спад, или государству необходимо ей помочь?


— Правительство должно пойти навстречу. Ему надо учитывать, что по сравнению с 1998 годом, когда с точки зрения возобновления промышленного роста у нас был мгновенный отклик на девальвацию рубля к доллару, ситуация изменилась. Многие предприятия работают на импортном сырье, комплектующих и материалах, а они с падением рубля становятся дороже. Чтобы поддержать положительную реакцию промышленности на девальвацию рубля, нужно помочь тем, кто столкнется с сильным удорожанием импортных комплектующих. Это позволило бы усилить естественную защитную реакцию экономики на снижение нефтяных цен. Если бы правительство предприняло ряд таких системных, усиливающих друг друга мер, то было бы больше шансов на то, что рецессия продлится пусть два квартала, но не больше.


XS
SM
MD
LG