Ссылки для упрощенного доступа

В тяжелых экономических условиях россияне готовы активнее отстаивать свои права


Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие политолог Владимир Прибыловский.



Марк Крутов: Главным событием минувших выходных в России стали массовые акции протеста, состоявшиеся в Москве, Петербурге, Владивостоке и других городах. На улицы вышли тысячи человек. Часть из них протестовала против внесения изменений в российскую Конституцию, часть - против решения правительства повысить пошлины на ввозимые в Россию автомобили и сельхозтехнику иностранного производства. В Москве и Петербурге на "Маршах несогласных" были задержаны более ста человек. В столице милиция заранее оцепила место проведения акции на Триумфальной площади и, не дожидаясь ее начала, начала задержания, действуя на грани допустимой жесткости. Несмотря на это, почти 50 активистам оппозиционных движений удалось организовать "марш" в другой части города - на Садовом кольце в районе станции метро "Павелецкая". Был также разогнан митинг генералов в отставке, организованный Союзом советских офицеров на Пушкинской площади. А в Петербурге во время разрешенного митинга в саду Чернышевского также были арестованы десятки человек.


В Приморье на акцию протеста вышли несколько тысяч человек, если не считать автомобилистов, на чьих машинах в этот день красовались самые различные, но одинаково нелестные для правительства лозунги. Люди несколько раз перекрывали улицы. Однако в митинге принял участие даже мэр города, и массовых задержаний и жестких действий милиции удалось избежать. Возможно, потому что решение о повышение пошлин на ввоз иномарок коснется в этом регионе подавляющего большинства граждан, включая и сотрудников правоохранительных органов. Ведь даже машины милиции и "скорой помощи" здесь зачастую это подержанные японские автомобили с правым рулем.


Так или иначе, вчерашний день показал, что в тяжелых экономических условиях россияне готовы активнее отстаивать свои права, в том числе и участвуя в уличных акциях протеста. Об этом мы сегодня поговорим с политологом Владимиром Прибыловским, который сейчас с нами на прямой связи по телефону.


Доброе утро, Владимир!



Владимир Прибыловский: Доброе утро!



Марк Крутов: Вы согласны, что вчера, по сравнению с предыдущими акциями протеста в Москве, был некоторый всплеск. Еще недавно могло показаться, что уличный потенциал оппозиционных движений иссяк. На "Марш несогласных" приходили буквально 10-20 человек. И вот стоило кризису набрать обороты и такой разительный контраст.



Владимир Прибыловский: Да, есть разница. Хотя я бы сказал, что во Владивостоке эта разница действительно разительная. А что касается Москвы, то тут, да, люди вышли демонстрировать, митинговать. Но сказать, что в Москве прошло качественное изменение, это, пожалуй, будет преувеличением.



Марк Крутов: Но почему все-таки российские власти не боятся в условиях кризисах принимать решения, остро бьющие по карману самой социально активной части населения? Я имею в виду, конечно, в первую очередь повышение пошлин на подержанные автомобили. Одним росчерком пера буквально тысячи людей, которые ужи купили машины, но еще не успели их растаможить, машины плывут до России довольно долгое время, эти люди потеряли по 2, 3, 4 тысячи евро, а десятки тысяч жителей Дальнего Востока, одного из самых проблемных российских регионов, теперь рискуют потерять работу, связанную с обслуживанием этой автомобильной инфраструктуры.



Владимир Прибыловский: Я бы сказал, что это такое недомыслие или можно сказать резче, как говорилось неоднократно, что в России две беды - дураки и дороги. Можно это назвать еще так - глупость и жадность. Правящий класс, правящая верхушка хочет себя компенсировать за проблемы, связанные с кризисом, компенсировать за счет населения.



Марк Крутов: Но может ли это протестное движение в условиях кризиса развиться во что-то большее - во что-то, что действительно будет угрожать стабильности власти?



Владимир Прибыловский: Это зависит все-таки в основном от цен на энергоносители. Если цена на нефть опуститься до 20 долларов за баррель, то возможности социального подкупа будут просто исчерпаны.



Марк Крутов: Скажите, пожалуйста, Владимир, если предположить, что протестное движение в России в условиях кризиса действительно обретет некие новые масштабы, можно ли ожидать, что власть пойдет немного на попятную, и какие-то свои самые непопулярные решения отменит или как-то смягчит? Насколько вообще в России сейчас общество может влиять на эти процессы?



Владимир Прибыловский: Я думаю, что в принципе может. И вот такие акции, которые произошли во Владивостоке, могут повлиять на политику. Потому что если это будет повторяться, то это может как бы вразумить все-таки часть правителей.



Марк Крутов: Спасибо, Владимир!




XS
SM
MD
LG