Ссылки для упрощенного доступа

Сегодняшний факт. Восстановлено прямое регулярное сообщение между Китаем и Тайванем



Андрей Шарый: Впервые с 1949 года восстановлено прямое регулярное сообщение между Китаем и Тайванем. Сообщение между берегами Тайваньского пролива будут обслуживать до 90 судов на маршрутах между 62 портами материкового Китая и 11 портами Тайваня. Между Пекином и Шанхаем открывается регулярное воздушное сообщение - более 100 пассажирских и 60 грузовых рейсов в неделю.


Морские и авиаперевозки между Китаем и Тайванем были прекращены в 1949 году, когда на остров бежали сторонники партии Гоминьдан, потерпевшие поражение в войне с коммунистами. У микрофона - обозреватель Радио Свобода Андрей Шароградский.



Андрей Шароградский: Еще в середине 90-х годов самолеты из Китая на Тайвань летали если не очень часто, то достаточно регулярно. Особенностью этих рейсов было, правда, то, что изначально пунктами назначения были города на материке, но во время полета находился человек, сообщавший, что у него бомба и что ему лично нужно на Тайвань. Бомба обычно оказывалась завернутым в бумагу мылом, а угонщик - мошенником, задолжавшим кому-то деньги и предпочитающим отсидеть на Тайване, чем встретиться с кредитором.


Следствием очередного ужесточения мер безопасности в аэропортах КНР было не снижение числа угонов, а увеличение количества конфискованных у русских челноков игрушечных пистолетов и автоматов, которые они купили на рынке для своих детей и внуков и непредусмотрительно не сдали в багаж.


С начала реформы в Китае Тайвань играл в ней если не главную, то одну из ключевых ролей. Несмотря на всю напряженность отношений между Пекином и Тайбеем, уже к середине 80-х годов инвестиции с острова в экономику КНР составляли десятки миллиардов долларов, при этом формально стороны признать друг друга отказывались. Что уж тут говорить о прямом воздушном и морском сообщении? 18 декабря политике открытости, провозглашенной Дэн Сяопином на третьем пленуме ЦК КПК 11-го созыва, исполнится 30 лет.


С тех пор многое изменилось. Теперь трудно с первого взгляда отличить китайцев островных от материковых, тайваньцы уже не выглядят гораздо более зажиточными и раскованными. Гоминьдан из злейшего врага превратился чуть ли не в союзника КПК. Теперь вот пассажиров и товары можно перевозить через Тайваньский пролив напрямую. Идеализировать этот процесс не стоит. Время от времени отношения обостряются, Пекин проводит в проливе военные учения, а предприимчивые тайваньцы во время этих учений иногда возят туристов поглазеть на китайские военные корабли. В конце концов, в Пекине по-прежнему считают так называемый "тайваньский вопрос" не решенным, хотя решают его почти 60 лет. У дореформенного Китая не было сил, чтобы справиться с Тайванем, у нынешнего хватает ума, чтобы силу не применять - слишком очевидна выгода от мирного сотрудничества. Урок для многих. А угонщиков самолетов Тайвань уже 10 лет Китаю выдает и, отсидев на острове, многим из них приходиться еще раз сидеть на материке. Тут есть вопрос: почему так, ведь страна-то одна?



Андрей Шарый: Говорил мой коллега, специалист по политике Китая Андрей Шароградский.


Тайвань является фактически самоуправляющейся территорией, хотя Пекин рассматривает остров как неотъемлемую часть территории единого Китая. Большинство стран мира, поддерживая в той или иной мере экономические отношения с Тайванем, не признают его политической самостоятельности и, похоже, теперь то же самое происходит и с Китаем. О новом повороте в китайско-тайваньских отношениях профессор факультета азиатских исследований Университета Сэтон-Холл в штате Нью-Джерси Уинстон Янг.



Уинстон Янг: С точки зрения торгово-экономических отношений, конечно, это гигантский шаг вперед. До недавнего времени главным препятствием для такого развития связей были политические соображения. Наконец, к власти на Тайване пришло новое правительство, которое сочло, что торгово-экономические интересы намного важнее политических. С сегодняшнего дня двусторонние торговые отношения и обмен туристами резко пойдут вверх. Это имеет огромное значение для тайваньской экономики, которая находится сейчас в исключительно тяжелой ситуации. Более 65 процентов населения Тайваня поддерживают новый курс на сближение с Китаем. К тому же Пекин не выдвинул никаких политических условий для улучшения торгово-экономических, транспортных, туристических, почтовых связей. На гуманитарном уровне сближение Китая и Тайваня тоже чрезвычайно важно. Несмотря на то, что обе стороны разошлись 60 лет назад, семейные связи остались довольно крепкими. В 1988 году был отменен запрет на двустороннее посещение родственников, но все же обмен визитами был затруднен. Теперь препятствия сняты. Более половины населения Тайваня не думает, что Китай стремится силой воссоединиться с Тайванем. Большинство по обе стороны Тайваньского пролива считают сейчас, что выстраиваются идеальные отношения: не воссоединение, но и не независимость. Статус-кво - наилучший пока вариант для Тайваня.



XS
SM
MD
LG