Ссылки для упрощенного доступа

Госдума России рассмотрела во втором чтении пакет антикризисных мер и антикоррупционных законов


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.



Кирилл Кобрин: Госдума России рассматривала сегодня во втором чтении пакет антикризисных мер, направленных на поддержку регионов, и антикоррупционных законов, предложенных президентом Дмитрием Медведевым. Первый раз, пожалуй, за последнее время между предложениями исполнительной власти и настроениями депутатов наметились некоторые противоречия.



Данила Гальперович: Надо сказать, что антикризисные законы совершенно не встречали практически никакого противодействия. Конечно же, критика, которая раньше высказывалась депутатами, что деньги даются не туда и не так, она присутствовала, но гораздо интереснее, гораздо важнее было рассмотрение антикоррупционного пакета, потому что это, пожалуй, первый случай, когда инициатива, предложенная в Государственную Думу лично президентом Дмитрием Медведевым, натолкнулась, по мнению наблюдателей, на очевидное сопротивление партии "Единая Россия" и, кто знаете, возможно, ее главы премьер-министра Владимира Путина. Во всяком случае, именно представитель партии "Единая Россия" Владимир Плигин, председатель Комитета по конституционному законодательству, который неожиданно для многих вел эти законопроекты, объяснял сегодня, какие поправки его комитет перед вторым чтением отклонял.



Владимир Плигин: Большая часть отклоненных поправок направлена на изменение содержания понятия "коррупция", расширение перечня членов семьи государственного или муниципального служащего, обязанности государственных или муниципальных служащих уведомлять о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, обязанности государственных и муниципальных служащих уведомлять о коррупционных правонарушениях, совершенных другими служащими, непредоставление ими сведений о фактах склонения к коррупционному правонарушению, ответственности государственных и муниципальных служащих. Поправки были действительно тщательно изучены, значительная часть их редакционно учтена при выработке новых положений статей законопроекта, в частности, новой редакции статьи 9-й, устанавливающей обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.



Данила Гальперович: В том, что что-либо было учтено, усомнились практически все, в том числе вице-спикер Думы Владимир Жириновский, который прямо Владимиру Плигину об этом сказал.



Владимир Жириновский: В первоначальном тексте служащий обязан информировать государственные органы, работодателя обо всех случаях совершения коррупционных правонарушений другими государственными служащими, в том числе, непредоставление ими сведений о доходах, имуществе и так далее. Вы предлагаете: пусть он то же самое делает, но в том случае, когда это связано только с ним. На что вы рассчитываете? Детский сад? Наивность? Даже законодатель не хотел об этом писать. Если человек завязан на коррупции, он никогда ничего вам не будет сообщать! Вы предлагаете ему сообщать о самом себе, он, такой глупенький мальчик, побежит: "Вы знаете, предлагают миллион долларов, я не хочу брать". Но вы же исключаете необходимость... Весь смысл этого закона - чтобы получить связь с низами. Ведь никакие государственные органы не справятся с коррупцией, если не будут иметь информацию. Коррупция начинается в кабинете, где сидят другие служащие.



Данила Гальперович: Владимир Жириновский совершенно неожиданно для многих открыл как бы кулуарную историю, и многие обратили внимание на тот нюанс в рассмотрении законопроектов по противодействию коррупции, о котором Жириновский сказал.



Владимир Жириновский: Вы сами боитесь, кто автор поправки, вы боитесь, что закон начнет работать, и начнется в стране борьба с коррупцией. А если вы не хотите вести борьбу с коррупцией, вы об этом так и скажите. Я уже ставил вопрос о том, что непрофильный комитет занимается, - вот первый признак коррупционной схемы в процессе принятия закона. Второй признак пошел: выхолостить полностью закон. Теперь понимаете, почему вам дали этот закон, в ваш комитет? Потому что у Крашенинникова, возможно, он бы стал сопротивляться.



Данила Гальперович: Дело в том, что Павел Крашенинников, который руководит Комитетом по уголовному законодательству, действительно, по оценкам многих массмедиа, гораздо ближе к Дмитрию Медведеву, чем Владимир Плигин, который традиционно и достаточно серьезное положение занимает в "Единой России", и достаточно близко к Владимиру Путину. Но очень многие депутаты жаловались на то, что закон фактически выхолостили. В частности, вот мнение Владимир Федоткина из КПРФ.



Владимир Федоткин: Здесь пишется о том, что должны предоставлять сведения об имуществе, о деньгах супруга или супруг и несовершеннолетние дети. Эти идеи были уже оглашены журналистами, и вот в выходные дни, выступая перед депутатами и населением, когда я говорил, это вызвало просто большое удивление. Несовершеннолетний - это годовалый ребенок, значит, мы будем с него что-то брать? А братья, сестры, а родители? Поэтому здесь предложение такое по этому пункту: надо его расширять. Почему я просил дать нам время - расширить, по Семейному кодексу все родственники: брат, сестра, муж, жена, совершеннолетние дети и родители.



Данила Гальперович: Ну, и даже лояльные власти депутаты, например, первый зам председателя Комитета по безопасности Михаил Гришенков, который общается с международными организациями по противодействию коррупции, пенял Владимиру Плигину на то, что закон фактически выхолостили.



Михаил Гришенков: Из текста законопроекта, внесенного президентом, исключается часть 11-я, которая звучит следующим образом: "В качестве основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции предлагается сокращение категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам и ведения оперативно-розыскных мероприятий". Хотел бы напомнить, что данная формулировка появилась после принятия Национального плана противодействия коррупции, где в разделе 1-м, в "Мерах по законодательному обеспечению противодействия коррупции", в части Б "Меры по профилактике коррупции" прописано дословно: "Необходимо сокращение категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам и ведения оперативно-розыскных мероприятий". Хотел бы также напомнить, что данное требование находится в числе рекомендаций группы Грека, которые были утверждены буквально две недели назад в Страсбурге, где сказано следующее: "Группа оценщиков Грека рекомендует сократить категории лиц, обладающих иммунитетом от преследования, до минимума, необходимого в гражданском обществе". Владимир Николаевич, мне кажется, мы несколько преждевременно исключаем данную формулировку, которая по сути своей является реализацией национального плана, внесенного президентом.



Данила Гальперович: Надо сказать, что это действительно достаточно серьезный шаг, когда, в общем, подконтрольный "Единой России" Комитет по конституционному законодательству очень серьезно притормозил весь этот пакет антикоррупционный, в том числе в части, когда он будет вступать в действие. Все это откладывается на год. И очень многие сейчас гадают, хватит ли мужества или решительности у Дмитрия Медведева наложить вето на этот законопроект. Если это будет так, то это будет первая стычка Медведева и "Единой России", если нет - фактически он ей подчинится.


XS
SM
MD
LG