Ссылки для упрощенного доступа

Истории Запада и Востока. Волки в Литве


Программу ведет Сергей Тарасов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Вильнюсе Ирина Петерс.



Сергей Тарасов: В Литве - с началом охотничьего сезона на волков - вновь разгорелась общественная дискуссия о том, стоит ли истреблять этих хищников, популяция которых в местных лесах растет.



Ирина Петерс: В нынешнем охотничьем сезоне в Литве выросла квота на отстрел волков - из-за того, что хищников, как утверждают в министерстве охраны окружающей среды, стало больше, и они наносят серьезный ущерб частным хозяйствам. По литовским законам охотник, убив волка, в течение 48 часов должен сообщить об этом в районное агентство по охране природы. Когда этой зимой будет добыто 30 волков, сезон закроют. Сейчас на территории страны насчитывают около 300 волков, большая часть которых приходит из соседней Латвии.


В Литве в последнее время все чаще слышны жалобы хуторян на участившиеся нападения волков. Говорит Альвидас Ковалюкас, специализирующийся на разведении овец.



Альвидас Ковалюкас: Опять недостача! Опять нескольких овец после ночи не вижу.



Ирина Петерс: Между тем, увеличением квоты на отстрел волков возмущены литовские неправительственные организации по охране диких животных. Они даже создали «Общество по защите волков», подчеркивая, что, во-первых, волк в Европе - животное редкое, и убивать его нельзя (для Литвы в этом вопросе было сделано исключение), а во-вторых, как считает активист «Зеленого движения» Андрюс Гайдамавичюс, министерство оперирует неточными данными – на самом деле волков в Литве меньше.



Андрюс Гайдамавичюс: Нужно беречь овец, а не уничтожать волков. Будто таким образом можно решить проблему! Волк, по большому счету, является социальным животным. Волки живут семьями, и убийство старших животных обрекает молодых на гибель. Мы обратимся прямо в Еврокомиссию и будем требовать, чтобы пересмотрели это исключение, которое было дано Литве для отстрела волков.



Ирина Петерс: Гайдамавичюс вместе с другими активистами возле здания министерства охраны окружающей среды устроил пикет с фотографиями волков в траурной рамке, погребальным венком и свечами.


Комментарий биолога Селемонаса Палнатавичюса.



Селемонас Палнатавичюс: Волк наносят ощутимый ущерб хозяйствам, ежегодно уничтожают 500-600 голов скота – и овцы, и ягнята, и телята, и даже коровы.



Ирина Петерс: Вы упомянули, что популяция волков выросла чуть не вдвое. С чем вы это связываете?



Селемонас Палтанавичюс: Волку у нас хорошо потому, что сезон охоты начинается только 1 декабря, зимой. Популяция волков уязвима в конце лета – начале осени, когда молодые начинают странствовать вместе со взрослыми волками, учатся охотиться. Если бы охоту разрешили, они могли бы стать мишенью для охотников. Сейчас все звери уже способны защищать себя, избегать встречи с охотниками. Волк – зверь очень хитрый, в сутки может проходить 30-40 километров, очутиться уже в других районах и остаться без возмездия…



Ирина Петерс: К теме глобального потепления – насколько это влияет? Например, отсутствие снега зимой в лесу.



Селемонас Палтанавичюс: Для волка есть снег, нет снега – это влияния не оказывает. Вид этот существует не одну сотню тысяч лет, прокормиться может всегда. С другой стороны волк в такие зимы чувствует себя очень хорошо, так как идти по его следам охотники не могут. Для него эти времена совсем неплохие.



Ирина Петерс: Волк и политика, волк и границы… Несколько лет назад, когда Литва вступала в Европейский союз, устанавливали границы и колючую проволоку. И некоторые биологи тревожились – ведь волки мигрируют между Литвой и Беларусью. Сейчас это проблема? Или животные приспособились к «политическим реалиям»?



Селемонас Палтанавичюс: Государственные границы не играют никакой роли. И даже эти изгороди между Литвой и Беларусью ничего для волка не значат – он может проходить и по дорогам.



Ирина Петерс: Пока в обществе спорят, что нужнее – защищаться от волков или же защищать самих животных от человека, в литовской глубинке бывший охотник, а сейчас лесник Пятрас Дабришюс, забросив ружье, самостоятельно создал заповедник для волков, оборудовав его так, чтобы приезжающие посетители могли видеть хищников в естественных условиях. Любимица лесника – волчица Шеркшна. Ее родителей застрелили охотники, малышку Пятрас поселил во дворе своего дома, так как волчьи семьи обычно не принимает чужаков. «Шеркшна охраняет дом хорошо, никто не зайдет ночью», - уверен хозяин. Общение человека с волком Пятрас называет «волкотерапией» и предлагает посетителям экстремальное испытание: провести ночь в глуши, в махоньком домике. Посмеиваясь, он утверждает: это лучшее лекарство от депрессии…


XS
SM
MD
LG