Ссылки для упрощенного доступа

В Багдаде арестована большая группа высокопоставленных чиновников и офицеров Министерства внутренних дел


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Андрей Шарый.



Андрей Шароградский: В Багдаде сегодня арестована большая группа высокопоставленных чиновников и офицеров Министерства внутренних дел. Власти подозревают их в симпатиях к запрещенной в Ираке бывшей правящей партии БААС. Эксперты указывают, что, несмотря на усилия иракских властей и международной коалиции обеспечить безопасность в стране, ситуация в Ираке остается сложной, а отношение населения к иностранному военному присутствию - отрицательным. Суд в Багдаде готовится рассмотреть дело корреспондента телеканала "Аль-Багдадия" Мунтазера аль-Зайди, который во время визита в Ирак Джорджа Буша бросил в президента США свои ботинки. В Вашингтоне к этому инциденту отнеслись скорее с юмором, однако аль-Зайди может ждать тюремное заключение. Мой коллега Андрей Шарый беседовал с главным редактором радиостанции "Свободный Ирак" Сергеем Данилочкиным.



Сергей Данилочкин: Иракские власти вышли с версией того, что за этой группой офицеров Министерства внутренних дел находится политическая организация, которая называется "аль-Ауда", что означает по-русски "Возвращение". Эта политическая организация имеет корни в партии БААС, которая была официальной партией Ирака, и главой этой партии был Саддам Хусейн. Ставит эта группу себе целью просто официальное возвращение баасистов обратно в Ирак, к легальной деятельности. Деятельность партии БААС была запрещена, руководители были освобождены от занимаемых ими ранее государственных и прочих постов с запретом на занятие этих постов впредь. Многие из них эмигрировали, те, кто не были в этой знаменитой "колоде карт", смогли уехать, те, кто оказались, были либо арестованы, либо считаются тайными руководителями этой партии "аль-Ауда", скрываются. Ведут не только политическую, но и подрывную в прямом смысле деятельность.



Андрей Шарый: У представителей этого политического выбора есть социальная база в Ираке или нет?



Сергей Данилочкин: Где-то примерно месяца полтора тому назад иракское Министерство внутренних дел заявило о том, что они арестовали шесть лидеров организации "аль-Ауда". Тогда же они в комментариях сказали, что эта группа имеет влияние в определенной зоне Ирака. То есть это та зона традиционного влияния Саддама Хусейна, это района Тикрита, это район Мосула, район Самарры.



Андрей Шарый: Важным фактором внутриполитической даже иракской жизни продолжает оставаться американское военное присутствие в Ираке. Как сейчас иракцы к этому относятся, иракские власти? Можно сказать, что иракский режим сейчас на американских штыках держится?



Сергей Данилочкин: Ну, это все зависит, конечно, от точки зрения. Большинство из участников политического процесса в Ираке поддерживают присутствие коалиции, американских войск. Американцы сейчас составляют просто подавляющее большинство. Чем больше контингентов выводится, тем больше американской становится коалиция. Связано это с тем, что именно американцы обеспечивают в основном безопасность в Ираке. Сейчас идет процесс передачи полномочий по поддержанию безопасности в стране, постепенной, от коалиции к местным структурам безопасности, то есть это армия плюс полиция, плюс система безопасности. Иракцы делают, естественно, заявления о том, что очень скоро они возьмут это дело в свои руки. Говорить о том, что иракцы в состоянии поддерживать безопасность сами, сейчас рискованно. То есть если попробовать поставить этот эксперимент, полностью отстранив все внешние силы от этого, то, конечно, неизвестно, чем это может закончиться. Естественно, присутствие международного контингента определенным образом стабилизирует обстановку, дает возможность существовать легальному политическому процессу, и легальные политики это прекрасно понимают. Если они даже и выступают против этого, то выступают они с принципиальных позиций, и выступают скорее более политическими методами, чем методами военного противостояния. Это же сейчас делает и самый как бы воинственный из этих политиков Муктада ас-Садр.



Андрей Шарый: Насколько сильно распространены антиамериканские настроения среди иракцев? Ну, вот известный эпизод последних дней, когда иракский журналист бросил ботинками в президента США Буша - насколько ярко и точно это выражает общественные настроения в Ираке?



Сергей Данилочкин: Это совершенно четко показывает, что в Ираке существуют определенные круги, более-менее многочисленные, тут можно спорить, которые крайне негативно относятся к присутствию американских войск. Одно дело - оккупация, а другое дело, например, свержение режима Саддама Хусейна. Здесь, я думаю, соотношение сторонников и противников совсем иное. Понятно, что никому не нравится, чтобы их родина была кем-то оккупирована, то есть это один сантимент. Другой сантимент: когда ты находишься под властью тоталитарного режима со всеми атрибутами подавления, люди по-другому совершенно относятся к этому. И Муктада, который самый воинственный, в общем, лидер этого лагеря, который против американских войск на иракской территории, он говорит: "Спасибо вам за свержение Саддама Хусейна, дальше мы разберемся сами". Вопрос состоит в том, насколько ответственно, конечно, он это говорит. И естественно и совершенно понятно, что есть вот эти бывшие участники или нынешние участники как бы дезактивированных группировок, которые назывались "армия Махди", существуют, конечно, политические и прочие сторонники, скажем, того же ас-Садра, которые, вслед за лидером, отрицают необходимость присутствия американских и каких-либо иностранных войск. Этот журналист был выразителем этих настроений.



Андрей Шарый: В западном мире все-таки в основном больше с иронией восприняли этот его шаг. Насколько я понимаю, в исламской или восточной культурной политической традиции это довольно серьезный жест. Верно или нет?



Сергей Данилочкин: Культурная традиция свидетельствует о том, что подошвы ботинок, удар подошвой, толчок или просто даже демонстрация подошвы является как бы выражением крайней степени презрения к тому, против кого это действие направлено, со стороны того, кто это действие совершает. Когда в Багдаде американские войска помогали иракцам свалить статуи Саддама Хусейна, что произошло? Эту статую колотили подошвами ботинок.



Андрей Шарый: Это уголовно наказуемое деяние в Ираке, то, что сделал этот корреспондент "Аль-Багдадии"?



Сергей Данилочкин: Наказуемо само деяние, то есть оно формулируется в 223-м пункте Уголовного кодекса Ирака как "Нападение на лидера иностранной державы, находящегося с официальным визитом в Ираке. Уголовно наказуемое деяние, срок тюремный - от 2 до 7 лет.



Андрей Шарый: Судя по всему, в Вашингтоне предпочитают все-таки этот инцидент не воспринимать серьезно. Правозащитные организации требуют немедленного освобождения этого журналиста. Что его ждет, как вы думаете?



Сергей Данилочкин: Он попал сейчас в иракскую систему правопорядка...



Андрей Шарый: Подтвердились, кстати, сообщения, что его избили сильно?



Сергей Данилочкин: Пока нет, потому что его брат, который делает разные заявления, разговаривал с ним только по телефону. И делал он, кстати говоря, очень противоречивые заявления по этому поводу. То он говорил, что брат его побит, то он говорил, что в хорошем состояни здоровья. В среду были предварительные слушания. Судья должен определить, когда должен начаться этот процесс.


XS
SM
MD
LG