Ссылки для упрощенного доступа

Бывший сотрудник таможни обвиняется в госизмене за высказывания на интернет-форуме


Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода во Владивостоке Марина Лобода.



Марк Крутов: Пока Приморский край готовится к очередным массовым акциям протеста против повышения таможенных пошлин, самим таможенникам тоже приходится несладко. Расследовано и передано в суд громкое дело о разглашении государственной тайны. Обвинение предъявляется сотруднику таможни, правда, бывшему, за высказывания на одном из интернет-форумов.



Марина Лобода: Юрий Мельников. 46 лет. Служил в оперативно-поисковом отделе Дальневосточной оперативной таможни. Два года назад уволен на пенсию по выслуге лет в звании подполковника. Сегодня ему предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного статьей 283 Уголовного кодекса, часть первая - "разглашение сведений, составляющих государственную тайну". В частности, как сообщил источник в правоохранительных органах, Мельникову инкриминируется разглашение служебной информации, содержащей государственную тайну, в интеренте. Всему виной один из популярнейших на Дальнем Востоке интернет-форумов Центра исследования организованной преступности, активным посетителем которого был отставной подполковник. И темы на форуме обсуждались соответствующие - организованная преступность. Особенно жаркие дискуссии здесь разгорелись во время расследования громкого дела о китайской контрабанде, шедшей составами через Приморье в Подмосковье, на склады ФСБ. Сам подполковник считает, что нынешнее уголовное преследования - это отголоски тех контрабандных боев.



Юрий Мельников: Была генпрокурорская группа, которая в 2007 году вела дело в Приморье по делу контрабанды. Я - бывший сотрудник Дальневосточной оперативной таможни и видел это все своими глазами. Я им активно помогал. Только они уехали, мне начали поступать угрозы, что со мной разберутся, я понесу наказание, на меня выходили сотрудники службы собственной безопасности, ФСБ, мне было заявлено, что я задел интересы больших людей. После этого началось вот это.



Марина Лобода: Случай скоро представился: подполковник Мельников не перестал посещать интернет-форум Центра исследований организованной преступности, где, по мнению компетентных органов, и разгласил гостайну. Не все эту позицию разделяют. Говорит Виктор Булавинцев, журналист еженедельника "Дальневосточные ведомости", он провел свое журналистское расследование, изучив тот текст, который был размещен обвиняемым подполковником в интернете…



Виктор Булавинцев: Речь идет о контрабандных каналах и о том, кто и как их "крышевал". Было сказано, что те-то, те-то должностные лица тех-то структур, которые по долгу службы обязаны пресекать деятельность контрабандистов, привлекать их к ответственности, на самом деле они одних - крупных - контрабандистов не трогали, позволяли им спокойно действовать, а мелких, кто пытался с ними вступить в конкуренцию, приносили в жертву и тем самым обеспечивали себе высокие производственные показатели - срубленные "палочки", раскрытые дела и так далее. То есть, грубо говоря, поймали китайца с трепангами на границе - о-о, раскрыто уголовное дело! А в это время мимо прошел караван фур с китайским ширпотребом, но он прошел к нужному лицу на нужную базу, его никто "не заметил". То есть и об этом шла речь, о том, что должностные лица таможни проводили незаконно, под видом оперативной деятельности разработку таких-то предпринимателей в интересах не государства, не торжества закона, а в интересах таких-то, таких-то и таких-то предпринимателей. И все. Когда эти сведения стали достоянием гласности, власть спохватилась, что - ой, господи, да это же тайна, это же нельзя такое говорить о том, что у нас государева служба крышует одних, мочит других в пользу тех. На самом деле за этим стоит полнейшее беззаконие и коррупция, когда в органах (и это тоже активно обсуждалось на том же интернет-сайте) находятся люди, которые говорят: ребята, давайте скажем себе правду о том, что есть крышевание, о том, что есть контрабанда, о том, что есть злоупотребления должностные, небескорыстные, и будем с этим бороться. А ему говорят: да ты что, здесь сдаешь своих? вот мы тебя к ногтю и поделом, чтобы другим неповадно было приоткрывать завесу тайны, что творится на самом деле в правоохранительных органах.



Марина Лобода: Свою информацию о сомнительных действиях офицеров оперативной таможни подполковник разместил в сети интернет в сентябре 2007 года. По электронному следу его вычислили, и в декабре было возбуждено уголовное дело со всеми вытекающими последствиями - слежка, прослушка телефонов, обыски. Все это время "секретные сведения", которые якобы разгласил подполковник, продолжали оставаться в открытом доступе интернет-форума. Говорит Виктор Булавинцев...



Виктор Булавинцев: Если я офицер ФСБ, который бдительно следит, чтобы гостайна не стала достоянием посторонних глаз, ушей, замечаю факт разглашения - на форуме, в открытом доступе для неограниченного числа интернет-пользователей всего мира висит информация, являющая собою гостайну, какие мои должны быть первые действия? Я должен немедленно доложить по команде и немедленно принять меры, чтобы пресечь разглашение, удалить информацию секретную из свободного доступа. В данном же случае мы имеем факт, когда информация висит, по факту того, что она разглашена, возбуждено уголовное дело, а информация по-прежнему остается в открытом доступе три месяца после возбуждения дела. То есть информация как таковая никакой ценности не представляет. Ее использовали как повод для того, чтобы репрессировать одного конкретно взятого человека. Причем не просто наказать, а подвергнуть его жестким репрессиям силами государственной машины.



Марина Лобода: На этой неделе в Приморском краевом суде началось рассмотрение уголовного дела Юрия Мельникова. Заседания проходят в закрытом режиме, поскольку предмет рассмотрения - большая государственная тайна.


XS
SM
MD
LG