Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Сто лучших гитаристов мира. Пэйдж обошел не только Хендрикса


Джеймс Патрик Пэйдж родился 9 января 1944 года, на 14-летие родители подарили Джеймсу первую электрогитару

Джеймс Патрик Пэйдж родился 9 января 1944 года, на 14-летие родители подарили Джеймсу первую электрогитару

Эксперты американской и британской музыкальной индустрии с помощью американской радиостанции Chop Shop составили список ста лучших гитаристов в истории рок-музыки. Гитаристы оценивались, в частности, по таким критериям как техническое мастерство, влияние на развитие музыки, уникальность звучания, сценическое долголетие. В первую десятку вошли, в числе прочих, Джимми Хендрикс, Эдди Ван Хален, Дэвид Гилмор, Кит Ричардс, Ангус Янг, а впереди всех оказался гитарист группы Lead Zeppelin Джимми Пэйдж [Jimmy Page] .


Выбор этот может показаться субъективным, но однако субъективны все списки — так считает обозреватель Радио Свобода Кирилл Кобрин: «Эксперты оценивали запилы, аккомпанемент, проигрыши, все что угодно Пэйджа, Блекмора и прочих гитаристов — по 9 критериям, среди которых и столь комичный для рокера показатель, как сценическое долголетие. "Жить быстро, умереть молодым", — пел тридцать лет назад Борис Гребенщиков. Но ни сам БГ, ни рок-мумия Кит Ричардс, ни одышливый старик Дэвид Гилмор этому призыву не вняли. И правильно, ибо никто не знает, что такое рок. Во-первых, это не просто громкая ритмичная музыка, во-вторых, не образ жизни, иначе великий гитарный бухгалтер Роберт Фрипп [Robert Fripp] не рокер, в-третьих, ни длинные волосы, ни кожаные штаны, ни секс и наркотики, то есть не только они. Это не понятно что. Соответственно и рок-гитаристов невозможно выстроить по ранжиру, сколько бы хитроумные методики ни применялись. Есть, скажем, виртуозы, как Элвин Ли [Alvin Lee], но кого вообще волнует беглость пальцев? Речь же не идет о Книге рекордов Гиннеса. С этой точки зрения ни в панк-роке, ни в новой волне представителей этой профессии просто нет, что неверно. Мало кто так повлиял на музыку 80-х и 90-х, да и 2000-х тоже, как Джонни Мар из Smiths и Мик Джонс из Clash. Да и вообще, как говорили ребята из великих Ramones, мы знаем только три аккорда, зато как мы их знаем. Насчет влиятельности — отдельный разговор. Хендрикс, Таунсенд [Devin Garrett Townsend], Джефф Бек действительно повлияли на тысячи гитаристов, но вот подражать победителю опроса — Джимми Пэйджу — просто невозможно. Так что по этому пункту он позади всех. Остается одно: узнаваемость звучания. Здесь впереди должны быть совсем другие: Сантана, чью гитару спутать просто невозможно, и Брайан Мэй, внесший в саунд Queen не меньше, чем Фредди Меркьюри. В общем, дилемма. И все-таки, если оставить в стороне доводы разума, надо признать, что Джимми Пэйдж все-таки лучший. Черт его знает почему. Но опросы для этого совершенно не нужны».


Действительно, в любом виде искусства выстраивать табель о рангах — дело малоперспективное, однако сила любого списка в том, что он позволяет сверить ориентиры. На кого из великих хотят быть похожими сегодняшние начинающие музыканты? На этот вопрос отвечает молодой московский рок-гитарист, студент МГУ Антон Штепин: «Хочется быть похожим на многих, но в особенности на Блекмора, наверное. Ну, потому что он классический музыкант, у него в творчестве преобладают средневековые мотивы, потом он великолепно импровизирует. Техника игры на уровне, конечно. Но техника игры, наверное, сказывается на том, много ли он делает ошибок во время живых выступлений, которых он практически не делает. Пэйдж менее техничный, намного менее техничный, но у него по-своему интересная игра, грязная, блюзовая. Он не так чисто играет. Первое место, оно же по девяти критериям давалось. Первое место Пэйдж получил за то, что у него свой звукозаписывающий лейбл, за то, что он повлиял на большинство музыкантов. На меня он повлиял своей фантазией, своей экспрессией игровой. На мой взгляд, нужно совмещать драйв и технику игры. Главное, наверное, драйв. Лучшие рок-н-ролльные рифы из этого списка, я бы сказал, у Кит Ричардс из Rolling Stones, самые заводные, в которых больше всего драйва. Заводной риф — это, наверное, под который прямо хочется встать и начать плясать или подыгрывать. Из всех рифов Джимми Пэйджа Black Dog, наверное, самый мой любимый».


XS
SM
MD
LG