Ссылки для упрощенного доступа

Сегодняшний факт. Художественному руководителю театра «Современник» Галине Волчек исполнилось 75 лет


Андрей Шарый : А сейчас я представлю заключительную рубрику программы «Время Свободы» - «Сегодняшний факт».


Художественному руководителю театра «Современник» Галине Волчек исполнилось 75 лет. Первый свой спектакль «Двое на качелях» она поставила в 1961 году. Уже с 1956 года, с момента основания театра «Современник», Волчек связана с этим театром. В 1972 году она стала художественным руководителем «Современника». Говорит одна из ведущих актрис этого театра Лия Ахеджакова.



Лия Ахеджакова : Я к ней пришла, только в это время ушел Олег Николаевич Ефремов. Я сказала: «Галина Борисовна, я очень хочу в ваш театр». Она, конечно, педагог изумительный. В каждой роли Галина Борисовна умеет найти ход к тому, что она называет «играй на разрыв аорты». К чувству, к максимально эмоциональному поведению на сцене. Она любит, чтобы актеры тратились. Кстати, она, Галина Борисовна, этому и научила – тратиться как последний раз в жизни.


Я 35 лет в театре. Это огромный срок. Сейчас полон театр людей, которые родились позже, чем я пришла в этот театр. Полный театр молодежи и очень хорошей. Такая атмосфера, где молодые могут себя и режиссеры, и актеры чувствовать, что они здесь самые нужные, самые любимые. Это тоже заслуга Галины Борисовны, безусловно.


Галина Борисовна взяла из институтов еще не закончивших образование молодых режиссеров. И дала им возможность поставить все, что они хотят, дала артистов. В январе мы будем смотреть их работы. Заслуга Галины Борисовны в том, что она запустила на нашу сцену, во-первых, Кирилла Серебренникова, Римаса Туминаса. Она Чусову пригласила. Давала возможность Коле Коляде ставить, не ревнуя, не высказывая какого-то административного начальнического тона, а с любовью и с нежностью. Это все-таки какие-то материнские качества, которые так нужны театру. Ведь она пронесла через такие времена этот театр и сохранила! Представьте, через что мы прошли за эти годы, какие цунами, какие тайфуны шли! А театр полон, свой зритель. Мы никогда не были опозорены пустыми залами.



Андрей Шарый : Говорила актриса Лия Ахеджакова. Среди самых известных спектаклей Галины Волчек «Крутой маршрут», «Пигмалион», «Три товарища», «Вишневый сад». В 1967 году она стала лауреатом Государственной премии за постановку спектакля «Обыкновенная история» по роману Ивана Гончарова. Известный российский театральный критик, главный редактор «Петербургского театрального журнала» Марина Дмитревская считает эту режиссерскую работу Волчек символом биографии театра «Современник».



Марина Дмитревская : Осталось совсем немного людей, которые боролись за театральную правду тогда, когда возникал молодой «Современник». Мы можем только радоваться тому, что такое в нашей стране когда-то было.


Назначение Галины Борисовны Волчек в том, что она сохранила некие этические основы этого театра. Вообще, страшное количество лет она там проруководила. Это театр, который прожил без войн, без интриг, страшных каких-то катаклизмов. История про дружество, которую все они декларировали, когда «Современник» начинался, вот эта история про единомыслие она, в общем, осталась жива. И это очень дорогого стоит.


Когда-то Волчек поставила замечательный спектакль «Обыкновенная история». Адоев-старший говорил Адоеву-младшему: «Подлец, кто не был идеалистом в юности, дурак, кто им остался в зрелости». Это очень печальное и очень достоверное изречение. С театром «Современник» произошла действительно обыкновенная история. Он из Адоева-младшего стал дядюшкой Адоевым, то есть он живет в том времени, в котором живем мы.


Волчек стремится, чтобы он по-прежнему соответствовал своему названию – «Современник». Поэтому там появляются, например, Кирилл Серебренников и Нина Чусова. Театр полон, ложи его блещут! Хочется чтобы артисты «Современника», которые светятся звездной пылью на всяких съемках, чтобы они немножечко поездили в метро, чтобы они немножко посмотрели на ту жизнь, которой живет страна, а не Чистые пруды, чтобы им открылась та правда, про которую молодые Ефремов и Галина Борисовна Волчек говорили тогда. Это очень буржуазный театр, это очень богатый, буржуазный, сытый, накормленный театр. Мне не нравится, когда Владимир Владимирович Путин рассказывает свои мысли о Чацком артистам «Современника», а они согласно кивают и не возражают.


Я думаю, что каждый из нас проживает ту жизнь, которую сам себе пишет. И то, что Волчек поставила в начале своей режиссерской судьбы «Обыкновенную историю», где происходит превращение молодого Адоева в старого Адоева, это судьба, которую она написала про театр «Современник». И с этим ничего не поделаешь. Это написано. И это театром прожито. Хорошо это или плохо? Это не оценивается, потому что это так и есть.


XS
SM
MD
LG