Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Галина Волчек сохранила этические основы театра «Современник»


Галина Волчек руководит театром "Современник" с 1972 года

Галина Волчек руководит театром "Современник" с 1972 года

Художественному руководителю театра «Современник» Галине Волчек исполнилось 75 лет. Свой первый спектакль «Двое на качелях» она поставила в 1961 году. Уже с 1956 года, с момента основания театра «Современник», Волчек связана с этим театром. В 1972 году она стала художественным руководителем «Современника».


Говорит одна из ведущих актрис театра Лия Ахеджакова.


- Я к ней пришла, когда из театра ушел Олег Николаевич Ефремов. Я сказала: «Галина Борисовна, я очень хочу в ваш театр». Она, конечно, педагог изумительный. В каждой роли Галина Борисовна умеет найти ход к тому, что она называет «играй на разрыв аорты». К чувству, к максимально эмоциональному поведению на сцене. Она любит, чтобы актеры тратились. Кстати, Галина Борисовна меня этому и научила – тратиться, как последний раз в жизни.


Я 35 лет в театре. Это огромный срок. Сейчас театр полон людей, которые родились позже, чем я пришла в этот театр. Полный театр очень хорошей молодежи. Здесь такая атмосфера, где молодые режиссеры и актеры могут почувствовать, что они здесь самые нужные, самые любимые. Это, безусловно, тоже заслуга Галины Борисовны.


Галина Борисовна взяла из институтов молодых режиссеров, еще не закончивших образование. И дала им возможность поставить все, что они хотят. В январе мы будем смотреть их работы. Заслуга Галины Борисовны в том, что она пустила на нашу сцену, во-первых, Кирилла Серебренникова, Римаса Туминаса. Давала возможность Николаю Коляде ставить, не ревнуя, не высказывая какого-то административного начальнического тона, работала с любовью и с нежностью. Это все-таки какие-то материнские качества, которые так нужны театру. Ведь она этот театр пронесла через такие времена - и сохранила! Представьте, через что мы прошли за эти годы, какие цунами, какие тайфуны шли! А театр полон, и у него есть свой зритель. Мы никогда не были опозорены пустыми залами.


Среди самых известных спектаклей Галины Волчек «Крутой маршрут», «Пигмалион», «Три товарища», «Вишневый сад». В 1967 году она стала лауреатом Государственной премии за постановку спектакля «Обыкновенная история» по роману Ивана Гончарова. Главный редактор «Петербургского театрального журнала» Марина Дмитревская считает эту режиссерскую работу Волчек символом биографии театра «Современник».


- Осталось совсем немного людей, которые боролись за театральную правду тогда, когда возникал молодой «Современник». Мы можем только радоваться тому, что такое в нашей стране когда-то было.


Назначение Галины Борисовны Волчек в том, что она сохранила некие этические основы этого театра. Это театр, который прожил без войн, без интриг, каких-то страшных катаклизмов. История про содружество и единомыслие, которую все они декларировали, когда «Современник» начинался, в общем, осталась жива. И это очень дорогого стоит.


Когда-то Волчек поставила замечательный спектакль «Обыкновенная история». Адуев-старший говорил Адуеву-младшему: «Подлец, кто не был идеалистом в юности, дурак, кто им остался в зрелости». Это очень печальное и очень достоверное изречение. С театром «Современник» произошла действительно обыкновенная история. Он из Адуева-младшего стал дядюшкой Адуевым, то есть он живет в том времени, в котором живем мы.


Волчек стремится, чтобы он по-прежнему соответствовал своему названию – «Современник». Поэтому там появляются, например, Кирилл Серебренников и Нина Чусова. Театр полон, ложи его блещут!


Хочется, чтобы артисты «Современника», которые светятся звездной пылью на всяких съемках, немножечко поездили в метро, немножко посмотрели на ту жизнь, которой живет страна. Чтобы им открылась правда, про которую молодые Ефремов и Галина Волчек говорили тогда. Это очень буржуазный театр, очень богатый, сытый, накормленный театр. Мне не нравится, когда Владимир Владимирович Путин высказывает свои мысли о Чацком артистам «Современника», а они согласно кивают и не возражают.


Я думаю, что каждый из нас проживает ту жизнь, которую сам себе пишет. И то, что Волчек поставила в начале своей режиссерской судьбы «Обыкновенную историю», где происходит превращение молодого Адуева в старого Адуева, это судьба, которую она написала про театр «Современник». И с этим ничего не поделаешь. Это театром прожито.



XS
SM
MD
LG