Ссылки для упрощенного доступа

Итоги разговоров о том, как бороться с потеплением климата


Ирина Лагунина: В этом году одной из самых актуальных тем наряду с финансовым кризисом, стало глобальное изменение климата. В декабре связанные с ним проблемы обсуждались сразу на двух крупных мероприятиях: саммите ЕС в Брюсселе и конференции ООН по климату в Познани. Международное сообщество решило продолжать борьбу с глобальным потеплением, несмотря на финансовые затруднения. Рассказывает Любовь Чижова.



Любовь Чижова: Конференция ООН по климату в Познани длилась около двух недель, в ее работе приняли участие более 10 тысяч делегатов. Главный итог встречи – все без исключения страны, подписавшие в свое время Киотский протокол, подтвердили приверженность стратегической цели – снижению глобальных выбросов парниковых газов на 50 процентов к середине 21 века. Подробнее об итогах работы Познаньской конференции рассказывает мой польский коллега Алексей Дзиковицкий…



Алексей Дзиковицкий: Министр охраны окружающей среды Польши профессор Матей Новицкий, который председательствовал на форуме, в заключительном слове завил, что его участники сделали несколько серьезных шагов прежде всего, что касается выбросов в атмосферу углекислого газа.



Матей Новицкий: Я подписал ряд предварительных соглашений с Ирландией, Испанией, прошли переговоры с Японией, что касается норм выброса СО2 в атмосферу. Но главное не двустороннее соглашение, а согласие между участниками конференции по этому вопросу.



Алексей Дзиковицкий: По словам польского министра, наиболее важным результатом работы является всеобщее согласие на создание так называемого адаптационного фонда, за счет которого развивающиеся страны могли бы приспособиться к изменениям климата на планете. Именно об этом говорили делегаты от развивающихся стран, опасаясь, что экономики их государств, не имея достаточных средств на модернизацию, станут перед выбором: или потерпеть страх или соответствовать новым нормам выброса в атмосферу СО2. Подобные опасения касаются и Варшавы. Около 95% польской экономики зависят от угля - это основное топливо для выработки энергии в Польше.



Николай Довгилевич: Мы предлагаем выработать контрольные механизмы, чтобы не случилось так, что бедные страны не будут в состоянии платить штрафы за выброшенные в атмосферу излишки углекислого газа и чтобы квотами на выброс, которые придется выкупать на открытом рынке, нельзя было спекулировать, иначе для польских потребителей это будет иметь драматические последствия.



Алексей Дзиковицкий: Заявил Николай Довгилевич из бюро европейской интеграции. Предложенное Брюсселем сокращение выбросов углекислого газа на 20% до 2020 года и огромные штрафы за превышение этой нормы, по мнению польской стороны, были бы гибельными для польской экономики. Одновременно с конференцией в Познани в начале декабря Туск собрал в Гданьске мини-саммит с участием глав государств 9 стран, в том числе и Франции, участники которого попытались выработать предварительный компромисс по этому вопросу. Уже через неделю в Брюсселе на саммите всего Европейского союза польская делегация смогла добиться выгодного для своей страны компромисса: ограничения будут вводиться постепенно. На модернизацию своей зависимой от угля экономики до 2020 года Польша, по подсчетам экспертов польского правительства, получит около 20 миллиардов долларов. В следующем году в Копенгагене планируется подписать глобальное соглашение по борьбе с изменениями климата в мире. Участники позднаньской конференции согласились, что это необходимо сделать и приняли детальный план подготовки к саммиту в столице Дании.



Любовь Чижова: Итоги работы саммита ЕС в Брюсселе, о котором уже упомянул Алексей, выглядят даже более впечатляюще, чем результаты конференции в Познани. Лидеры 27 европейских держав приняли программу по защите климата Земли, которая обязывает страны ЕС сократить на 20 процентов выбросы парниковых газов к 2020 году. Этот план наблюдатели уже успели окрестить «амбициозным». Главной причиной, по которой мировое сообщество не собирается забрасывать борьбу с глобальным потеплением в период мирового финансового кризиса, называют то, что последствия от изменений климата будут несравненно масштабнее. В недавнем исследовании группы ученых из США, Франции и Великобритании, опубликованном в Open Atmospheric Science Journal, говорится, что концентрация углекислого газа в атмосфере Земли уже достигла той точки, после которой катастрофические изменения климата становятся неизбежными, даже если в ближайшие десятилетия удастся снизить количество углекислого газа. О прогнозе глобальных климатических изменений корреспондент Радио Свобода в Лондоне Наталья Голицына побеседовала с ведущим сотрудником Исследовательского центра Университета Восточной Англии климатологом Алексеем Карпечко.



Алексей Карпечко: Мы предполагаем, что в середине столетия, то есть к 2050 году климат потеплеет приблизительно на 0,6 градуса. То есть это сопоставимо с тем, что уже произошло в течение 20 столетия, когда климат изменился приблизительно на 0,7 градуса. К концу 21 столетия мы ожидаем изменение от 2 до 5, даже 6 градусов глобально по Земле. Но при этом надо иметь в виду, что очень большие неопределенности связаны с циклом углерода, поскольку не все мы еще знаем о том, как океан поглощает углерод, как растения дышат, то есть такие вещи мы, к сожалению, не можем более точно предсказать, поэтому мы даем более широкий прогноз. Однако мы уверены, что климат теплеет и будет теплеть, если концентрация углекислых газов будет оставаться такой высокой, как сейчас, или даже расти, что скорее всего и будет происходить.



Наталья Голицына: А какие конкретно проблемы нужно решить в борьбе с потеплением климата?



Алексей Карпечко: Я занимаюсь моделированием климата Антарктики. Моделирование в настоящий момент связано с тем, что идентифицировать источники неопределенности в прогнозирование будущего климата и стараться эти неопределенности уменьшить. В частности, в настоящий момент мы рассматриваем возможность восстановления озонового слоя и каким образом это повлияет на изменение климата. В последнем докладе такие изменения не были учтены и мы надеемся, что к следующему докладе наши прогнозы будущего климата окажутся более точными.



Наталья Голицына: Восточноевропейские страны, их представители обеспокоены тем, что сокращение выбросов углекислого газа может негативно сказаться на их экономическом росте. Скажите, эти опасения, они обоснованны?



Алексей Карпечко: Глобальное потепление само по себе может оказать влияние на экономический рост и влияние глобального потепления на экономический рост может оказаться более негативным, нежели некоторые усилия, предпринятые сейчас для предотвращения негативных последствий изменения климата. Изменения климата приведут к таким негативным последствиям, как подъем уровня океана, соответственно, области, находящиеся в дельтах крупных рек, могут оказаться затопленными, что вызовет миграцию населения из этих районов, которые будут более неприспособленны для проживания. Кроме того повышение температуры воздуха, а также понижение осадков в регионах, способны оказать влияние на сельское хозяйство. В частности, насколько я знаю, в настоящий моменты прогнозы изменения климата по России свидетельствуют о том, что изменения климата окажут скорее негативные последствия на экономику России в том смысле, что плодородные ныне области будут менее плодородны и изменение климата в северных регионах, то есть улучшение сельскохозяйственной продуктивности в северных регионах может оказаться недостаточным для балансирования негативных последствий на юге страны, которые будут менее приспособлены для выращивания сельскохозяйственной продукции.



Наталья Голицына: Насколько это действительно глобальная проблема?



Алексей Карпечко: Изменение климата – это действительно глобальная проблема. Она затронет все регионы без исключения. Какие-то регионы естественно пострадают сильнее, в частности, те регионы, которые уже сейчас подвержены засухе. Таяние ледников может оказать негативное влияние на жителей горных районов, которые зависят от источников пресной воды, связанных с ледниками. Будут, конечно, некие позитивные последствия, в частности, для России возможности судоходства в Северо-Ледовитом океане расширены. То есть изменение климата будут глобальным, оно уже сейчас наблюдаются. Бесснежные зимы – это реальность настоящих дней.



Любовь Чижова: Российская позиция по проблеме изменения климата расплывчата: экологи из неправительственных организаций призывают бороться с потеплением, в 2005 году Россия ратифицировала Киотский протокол, но реальных шагов по снижению парниковых газов пока не видно: на всех саммитах чиновники заявляют, что экономика России слишком энергозатратна. Специалист по энергосбережению из российского отделения WWF Инна Грицевич оценивает российское законодательство в области энергоэффетивности и дает советы – как сэкономить энергию, чтобы внести свой скромный вклад в дело борьбы с глобальным потеплением….



Инна Грицевич: В России закон об энергосбережении был принят больше 10 лет назад. К сожалению, закон оказался совершенно не работающим, мертворожденным ребенком. Единственное, что можно сказать про него, что вреда он особого не принес. В этом году после указа президента о повышении энергоэффективности российской экономики на 40% к 2020 году, началась некая деятельность по формулированию нового закона. Велась она достаточно кулуарно, к сожалению, поэтому к ней было мало экспертов привлечено. Первый вариант закона, который прошел первое чтение, был совершенно ужасным. Но, слава богу, после первого чтения были привлечены эксперты, и сейчас вторая версия, которую я видела на днях, она уже выглядит, во всяком случае, не шокирующе. В ней прописаны такие вещи, как энергоаудирование, предполагается разработка планов на региональном уровне по энергосбережению, а также на федеральном уровне. Правда, тут возникает неприятное воспоминание о пятилетних планах советской власти, которые никогда не выполнялись, но посмотрим. Есть такой пункт о том, чтобы устанавливать показатели повышения энергоэффективности для бюджетных организаций. Одна из проблем российской экономики – это наша катастрофическая энергоемкость, начинают падать доходы бюджета. Во всем мире развивается экономический кризис, соответственно, падают доходы населения и так далее и тому подобное. При этом планы по повышению тарифов на энергию пока не пересмотрены. И это значит, что и предприятиям, и населению единственное, что остается делать в новых условиях - это повышать вашу энергоэффективность, то есть сокращать энергию.


В рамках отдельно взятой семьи довольно простые вещи. Во-первых, начиная с того, что поменяйте лампочки. Поменяйте свои лампочки накаливания на энергосберегающие лампы, выключайте свет, не лейте воду попусту, посмотрите, чтобы ваши краны не текли. Установите приборы по измерению расходов воды, например, горячей и холодной, и вы увидите, что на самом деле вы потребляете воды меньше, чем вы платите. И плюс есть психологический момент, что когда человек видит, что деньги набегают, то он как-то начинает думать, что, вообще говоря, надо экономить, что-то изменить в своем поведении. Утеплить окна. В конце концов, может быть вы семьей не сэкономите много, но в конечном итоге мы все живем в этой стране и наша экономика, наша система в целом будут расходовать меньше энергии впустую.



Любовь Чижова: Говорила Инна Грицевич из российского отделения WWF. У теории глобального изменения климата есть сторонники и противники. Но первых – все-таки большинство. И они предупреждают, что вскоре человечество столкнется не только с массовой миграцией из-за потепления, но и с расширением пустынь, снижением урожаев, ростом силы ураганов, сокращением коралловых рифов и исчезновением горных ледников, которые сейчас обеспечивают водой сотни миллионов людей. Все это звучит как сценарий фантастического фильма, но ученые уверены, что все это ждет человечество в самом ближайшем будущем.
XS
SM
MD
LG