Ссылки для упрощенного доступа

Министерство обороны России обнародовало данные о "небоевых" потерях за прошлый год


Программу ведет Сергей Тарасов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Ольга Вахоничева.



Сергей Тарасов: Министерство обороны опубликовало данные о гибели военнослужащих в Российской армии в 2008 году. Согласно официальной статистике, за 11 месяцев прошлого года погибли 427 военнослужащих, основная причина - суицид. На заседании комиссии по делам военных при Общественной палате России, где были представлены данные Минобороны и других силовых ведомств о причинах гибели военнослужащих, присутствовал военный обозреватель "Комсомольской правды" Виктор Баранец.



Виктор Баранец: Вооруженные силы оказались, как это ни прискорбно, в числе чемпионов по гибели солдат, прапорщиков, мичманов, офицеров в мирное время.


Теперь что касается цифры 400, я ее не то, что три раза, я ее тридцать раз проверял и должен вам сказать, что эта цифра, которая прозвучала из-за стен Минобороны, она очень близка к истине. Я не скажу, что эти цифры сенсационные, что там рост в разы. Нет, там речь идет о пределах 10 человек рост больше по сравнению с 2007 годом, но это человеческие жизни. Рост есть и причин для этого великое множество - это и дедовщина на первом плане, это и слабая подготовка контингента.



Ольга Вахоничева: По информации Минобороны, главной причиной гибели военнослужащих все-таки остается суицид. Насколько это верно? Действительно ли это так, потому что психиатры считают, что к гибели приводит лишь каждая 20-я суицидальная попытка.



Виктор Баранец: Я вам скажу, что благодаря гражданскому контролю, благодаря тому, что Главная военная прокуратура, следственный комитет, Генеральная прокуратура сейчас хватают очень сильно за шкирку армейских брехунов, сейчас данные все больше и больше начинают приближаться к истине, что действительно меня радует.


С другой стороны, я, опять же, должен возвратиться к тому, что суициды часто бывают следствием качества контингента. Я недавно разговаривал с представителем Центральной военной врачебной комиссии и был поражен тем психологическим данным, которые мы имеем сегодня. Гигантское количество людей берут в армию с психологическими отклонениями.



Ольга Вахоничева: Вы, как военный эксперт, можете предположить, сокращение срока службы, не сократит ли количество подобных ЧП в Российской армии?



Виктор Баранец: Вообще-то я сторонник такой мысли, не новой, что чем меньше солдат, тем меньше смертей. Я думаю, что все-таки сокращение срока службы, он все-таки позитивно сказался и на настрое молодого призывного поколения, потому что, вы посмотрите, в некоторых военкоматах уже доходит до того, что они выполняют план набора на 103, на 105 процентов, что, конечно, смешно. Но я думаю, что переход службы на год все-таки очень сильно ослабил тот негативный психологический напор, который существовал в мозгах родителей призывников, самих призывников, которые, в общем-то, шли на службу, как на тяжелую, такую лагерную повинность.



Ольга Вахоничева: Не представлял ли Минобороны России информацию о потерях бойцов во время вооруженных конфликтов, в частности во время последнего, грузино-осетинского конфликта?



Виктор Баранец: Истинные потери, я уже не говорю, в мирное время, я говорю, в боевой обстановке, они всегда составляли факт большой-большой секретности для Министерства обороны. Это традиция, в общем-то, я скажу, не только российского министерства обороны. Любое мировое ведомство всегда скрывает истинные потери.



XS
SM
MD
LG