Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Сегодняшний факт. Старейшая московская галерея XL отмечает свое 15-летие


Андрей Шарый: А сейчас я представлю вам заключительную рубрику программы «Время Свободы» - «Сегодняшний факт».


Старейшая московская галерея XL отмечает свое пятнадцатилетие вернисажем выставки « XL -текст» и выпуском сборного каталога. За годы своего существования галерея XL провела почти 200 художественных выставок, открыла для публики или продвигала таких мастеров современного искусства как Александр Виноградов и Владимир Дубосарский, Олег Кулик, Ирину Корину, группу «Синий суп». Говорит основатель и директор галереи XL Елена Селина.



Елена Селина: Свои 15 лет мы встречаем выставкой, для нас принципиально важной, которая называется « XL -текст». Мы показываем старые видео и все тексты XL -галереи, которые писали очень многие критики в 90-е годы. Это кажется мне дико актуальным именно сейчас, прежде всего потому, что сейчас уровень дискуссии ведется очень низко и жестко. То есть речь идет о деньгах, фашисты, не фашисты… Когда мы стали перечитывать эти тексты, мы поняли, что уровень дискуссий был замечательный и профессиональный. А это была специфика наших каталогов: мы обязательно говорили сами, давали слово художнику и приглашали независимого критика.


Через нашу галерею прошли практически все художники московской художественной сцены, прежде всего потому что нас интересует какая-нибудь актуальная тенденция. Начинали мы, когда на Москву упал тема телесности, и мы занимались ею. Потом мы ее долго хоронили. Потом возрос интерес к живописи, мы стали заниматься живописью. Сейчас мы вернулись к своей основной любви – инсталляции, но она может происходить в разных формах. То есть мы работаем и с видеохудожниками… В принципе, всех авторов сами нашли, потому что даже известные художники, которые работают с нами, когда-то к нам приходили и предлагали свои проекты. Вообще, ведь выбор галереи – это любовь. То есть приходит человек, показывает то, что он хотел бы показать, а я решаю, будем ли мы показывать это или нет. Но самое главное для нас – это диалог поэтому заниматься тем, чтобы вытирать кому-то нос и что-либо объяснять, мне, честно говоря, не очень интересно. Мне интересно, когда художник вообще в состоянии сформулировать, что он хочет, соответственно, он должен быть равносильный тебе. Поэтому мы предпочитаем, чтобы художник был уже сформировавшийся.


Вообще сила галереи, галереи именно как институции, в ее позиционном постоянстве. Было бы абсурдным менять наше направление, которым является поиск новых каких-то художественных стратегий, новых высказываний. Куда уж дальше менять, когда основной фокус галереи, основной интерес галереи – к этим новым концепциям. Если что-то появится новое в искусстве, вы можете не сомневаться, мы обязательно его покажем. Такого рода концепция позволяет не менять ее никогда и всегда оставаться новым, живым. Потому что я не понимаю, что такое галерея, которая сидит и, тупо развесив работы по стенам, их продает. Это нам совершенно не интересно. Нам интересно развитие искусства.



Андрей Шарый: Говорила директор галереи XL Елена Селина.


В чем роль художественных галерей в пропаганде и развитии современного искусства? Чем хорошая галерея отличается от плохой? В эфире Свободы – известный художник-концептуалист Виктор Пивоваров. Его работы неоднократно выставлялись в галерее XL .



Виктор Пивоваров: Для меня на первом месте стоит порядочность. К сожалению, среди галеристов это качество, которое, казалось бы, должно быть элементарным, встречается довольно редко. Лена Селина – это один из немногих примеров вот такой порядочности в отношениях с художниками. Что касается того, какое место занимает та или другая галерея в иерархии галерейной, - это вопрос очень сложный. Конечно, есть просто такие галереи, у которых большие имена и которые все знают, нью-йоркские галереи прежде всего. Наши московские галереи, мне кажется, что ни одна из них на самом высшем уровне не находится. Но это совершенно не важно. Важно то, что русские галерейщики, и XL в том числе, вышли в последние годы на международный рынок и на международную художественную сцену.


Конечно, прежде всего имя художника делается внутри страны и потом продвигается на международную сцену. Помимо рыночной функции, галереи, конечно, имеют и общекультурное значение. Трудно переоценить его, потому что галереи мобильны. В отличие от музеев, которые планируют свои выставки на много лет вперед, галерея может в течение 2-3 месяцев сделать выставку художнику. Если галерея такая, как XL , например, которая считается одной из лучших в Москве, то эта выставка мгновенно привлекает к себе внимание. Есть несколько галерей в Москве, они достаточно известные, - Марат Гельман, галерея «Айдан», еще несколько лагерей, в том числе и XL -галерея, «Реджина», - в которых выставляться престижно. Западные страны – там эта система складывалась в течение многих десятилетий. В России за 10 лет, во-первых, она сложилась, во-вторых, вышла на международный уровень и работает, мне кажется, полноценно.



Андрей Шарый: Гостями рубрики «Сегодняшний факт», которую я готовил вместе с корреспондентом Радио Свобода Лилей Пальвелевой, были художник Виктор Пивоваров и директор галереи XL Елена Селина. Старейшая московская галерея XL отмечает свое пятнадцатилетие.


XS
SM
MD
LG