Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Взгляд на реальность с Женевского озера




Марина Тимашева: В Москве завершился фестиваль «Артдокфест», то есть фестиваль документального кино. И я попросила рассказать о нем мою коллегу из Швейцарии Изабель Карназ.




Изабель Карназ: В начале декабря состоялся в Москве второй фестиваль документального кино «Артдокфест». В этом году, наряду с конкурсной программой на русском языке, зрителям была предоставлена возможность ознакомиться с фильмами мировой документалистики. Директор «Артдокфеста» Виталий Манский часто посещает швейцарский фестиваль документального кино « Vision du reel », существующий уже 15 лет в маленьком городке около Женевы. Вместе с Жаном Перре - директором этого фестиваля - они выбрали для «Артдокфеста» восемь фильмов. Они представляют собой самые разные течения документального кино, от личных дневников японского режиссера Наоми Кавасэ до социальных короткометражек швейцарца Фернанда Мельгара. Цель «Артдокфеста» - предложить фильмы, не попадающие на телевидение по политическим или эстетическим причинам. Жан Перре - директор швейцарского фестиваля - объясняет, что эта разница между авторской документалистикой и телевизионным производством касается не только России. По его мнению, документальное кино является в настоящее время самым необычным и рискованным жанром кино и представляет собой какой-то вид сопротивления искусственной и упрощенной реальности, которую предъявляют средства массовой информации.



Жан Перре: Аудиовизуальные потоки стремятся к трем целям, к трем обманчивым представлениям. Первая из них – близость к происходящему. Масс-медиа считают, что, будучи как можно ближе к событиям, они способны лучше описывать реальность. Второе обманчивое представление - масс-медиа считают, что, рассказывая о событиях именно в тот момент, когда они происходят, они могут информировать публику как нельзя лучше. И, третье - непрерывность. Зритель находится в непрерывном потоке и таким образом он убежден, что ничего не пропускает. Но масс-медиа считают зрителя не разумным, думающим и любознательным гражданином, а, скорее, клиентом. Документальное кино, в противоположность масса-медиа, ставит на первое место идею фрагмента, мгновения, незаконченности, и постоянно говорит, что никогда никакой фильм не даст исчерпывающего представления о реальности, никогда не раскроет правду, а только расскажет о разной правде. Прежде всего, этот жанр кино требует от зрителя, от гражданина самого лучшего. Он провоцирует нас, задает загадки и, самое главное, обозначает дистанцию. На самом деле, чем отличаются режиссеры, приглашенные на наши фестивали в Швейцарии и Москве? Они держат подходящую дистанцию между ними, то есть, их взглядом и тем, что они снимают. В средствах массовой информации это треугольник между реальностью, которая снимается, режиссером и зрителем не существует. Есть непрерывный агрессивный поток, который порождает всеобщую амнезию, в которой мы живем. Так что между таким и документальным кино, которое задает вопросы, вызывает эмоции и размышления, разница действительно огромная.



Изабель Карназ: На фестивале « Vision du reel » показывают как документальное кино в чистом виде, так и фильмы, находящиеся на рубеже жанров. В названии фестиваля даже не упоминается слово «документальный», а говорится о взгляде на реальность. Жан Перре объясняет, что подразумевается под этим понятием.




Жан Перре: Мы иногда принимаем рискованные решения. Например, в рамках нашего фестиваля мы показывали «Тюльпан» - последний фильм Сергея Дворцевого. Это фильм, который считается игровым кино. Однако в этом фильме явно чувствуется влияние документального кино. Так что сложно сказать, где границы. Мы интересуемся также современным искусством, мы показываем, например, видеоискусство. Самое главное - чтобы эти произведения несли в себе внимательное, особое отношение к реальности, чтобы было непосредственное соприкосновение режиссера с реальностью. Напротив, нам менее интересно, например, показывать фильмы полностью снятые в студии, даже если цель работы - тщательная реконструкция исторических событий. Документальное кино отличается от других жанров тем, что оно подсказывает зрителю: то, что он смотрит – подлинное. Но это не значит, что подлинность это правда. Нет одной правды, но есть несколько правд, разные видения. «Взгляд на реальность» – название нашего фестиваля, это и есть утверждение субъективности видения, точки зрения, утверждение индивидуальности режиссера.



Изабель Карназ: Чем отличается русская документалистика от своей европейской сестры? Жан Перре считает, что у российских режиссеров есть особая, необыкновенная манера отражать течение времени.



Жан Перре: Сокуров, например, создает единственное в своем роде течение времени. Сергей Дворцевой тоже имеет определенное необычное отношение к течению времени в своих фильмах. У режиссера Александра Малинина, который, к сожалению, умер еще в молодости, тоже было уникальное восприятие времени и того, как его выразить через кино. Все это, наверное, связано с особым восприятием времени в русской культуре. С другой стороны, мне кажется, что молодым русским режиссерам пока трудно напрямую сталкиваться с социально экономической или политической ситуацией в стране.



Изабель Карназ: Российский режиссер Сергей Дворцевой говорит, что в документальном кино есть что-то дьявольское. Он считает, что режиссеры, работающие в этом жанре, часто являются безнравственными людьми. Если на его глазах во время съемок с героем что-то произойдет, то режиссер продолжит снимать, вместо того, чтобы помочь человеку. Однако Жан Перре уточняет, что многие режиссеры заботятся о своих героях и о влиянии фильма на их жизни.




Жан Перре: В процессе съемки фильма режиссер как раз снимает. По-английски to shoot – это и «снять» и «убить». У некоторых народов, когда их снимают или фотографируют, есть ощущение, что крадут их душу. Так что, естественно, бывает, что режиссеры поступают как хулиганы, не обращая внимания на то, что оставляют за собой. Но все-таки, мне кажется, что режиссеры документального кино, как правило, очень порядочные люди. Например, есть такой французский режиссер Бруно Улмер, который снял фильм о мигрантах из Северной Африки, которые приезжают в Европу и, чтобы выжить, занимаются проституцией. Режиссер снял эту реальность, а помимо съемки фильма он выполнил социальную миссию - помог этим людям найти другую работу. В принципе, когда режиссер заботится об этике своей работы и уважает людей, которых он снимает, он может показывать деградацию и нищету своих героев, но одновременно он, как правило, старается осветить и достоинства этих людей.



Изабель Карназ: Фестиваль « Vision du reel » состоится в конце апреля 2009 года в Швейцарии. Жан Перре и Виталий Манский твердо надеются, что сотрудничество между московским и швейцарским фестивалями продолжится.




XS
SM
MD
LG