Ссылки для упрощенного доступа

Эксперты о российско-американских отношениях в уходящем году


Программу ведет Сергей Тарасов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Юрий Жигалкин.



Сергей Тарасов: Каковы итоги российско-американских отношений и как они будут выглядеть в грядущем году. Об этом наш нью-йоркский корреспондент.



Юрий Жигалкин: 2008 год был, не исключено, худшим для американо-российских отношений годом за последнее десятилетие. Осуществление планов создания системы противоракетной обороны и решительная поддержка Вашингтоном предоставления членства в НАТО Украине и Грузии вызвала бурное негодование в Москве. Российское вторжение в Грузию, изумившее западные столицы, спровоцировало жесточайшую критику в Вашингтоне и призывы к переоценке системы американо-российских отношений. Назревающий экономический кризис, который Москва пытается поставить в вину Соединенным Штатам, также обещает стать значительным фактором в двусторонних отношениях. Мало того, к власти в Вашингтоне приходит новый президент, от которого ожидают значительных перемен во внешней политике страны.


Как могут выглядеть американо-российские отношения в новом году? Мой собеседник - Дэвид Саттер, сотрудник Гудзоновского института, бывший корреспондент «Файнэншл Таймс» в Москве.



Дэвид Саттер: Мы стали свидетелями глобального финансового кризиса, который, я думаю, может задать тон российской внешней политике в новом году. Финансовые и экономические проблемы наверняка лягут серьезным бременем и на американское и на российское руководство, но у Кремля будет гораздо меньше инструментов для нейтрализации последствий и огромный соблазн воспользоваться кризисом во внутриполитических целях, выставив Западные страны, особенно Соединенные Штаты, в качестве главного виновника экономических потрясений. Если Москва прибегнет к такой тактике, то двусторонние отношения ожидают большие испытания. Понятно, что глубинный интерес России в данной ситуации состоит в теснейшей кооперации с Соединенными Штатами. Но нагнетание антиамериканизма гораздо более знакомый Кремлю инструмент, и в случае роста общественного недовольства в результате ухудшения ситуации внутри страны противоракетная оборона или расширение НАТО может быть инструментом, который поможет отвлечь внимание россиян от проблем и сыграть на их националистических чувствах.



Юрий Жигалкин: Что в таком случае можно ожидать в новом году от администрации Барака Обамы?



Дэвид Саттер: Перед ними стоит трудная задача. Естественный инстинкт Обамы и людей в его окружении – достижение компромисса, согласия, обсуждение проблем. Так всегда интуитивно действует американский либеральный истэблишмент. Но такой подход эффективен далеко не во всех случаях, и он вряд ли сработает в отношениях с нынешним российским руководством, потому что его легитимность зиждется на поддержании имиджа сильной власти, пекущейся о международном престиже России. Компромиссу здесь нет места. Откажись администрация Обамы от противоракетной обороны – Москва тут же найдет другой повод для противостояния. В таком контексте, поводы для надежд для улучшения американо-российских найти очень трудно, Соединенные Штаты попросту не способны удовлетворит требования России.



Юрий Жигалкин: Таков новогодний прогноз американского политолога, бывшего корреспондента «Файнэншл Таймс» в Москве Дэвида Саттера. Он, как и многие его американские коллеги считают, что экономические проблемы могут во многом определить тон американо-российских отношений. С чем, собственно, может столкнуться российская экономика в будущем году? Вопрос – Михаилу Бернштаму, сотруднику Гуверовского института.



Михаил Бернштам: Скорее всего, российской экономике предстоит значительное ухудшение. Предстоит сочетание глубокого экономического спада и высокой инфляции. Дело в том, что за последние 2-3 месяца 2008 года денежная масса упала более чем на 10 процентов – с 14,5 триллионов рублей до 13 триллионов рублей. При таком падении денежной массы при наличии инфляции невозможно остановить соответствующий экономический спад. То есть на несколько процентов глубокая и, скорее всего, длительная рецессия. Кроме этого, долги российских предприятий перед западными кредиторами, которые составляют свыше 400 миллиардов долларов, значительную часть из них придется выплачивать, и для покупки долларов никаких других источников, кроме резервов Центрального банка не существует. Потому что рубли за пределами России никому не нужны, и продать рубли и купить доллары за пределами России невозможно, остаются резервы Центрального банка. Резервы Центрального банка уже упали на 30 процентов.



Юрий Жигалкин: Ну, а если стоимость нефти внезапно вырастет на 20-30 долларов?



Михаил Бернштам: Это поможет, но посмотрим на арифметику. Если цены поднимаются, скажем, на 20 долларов, это добавляет, соответственно, 36 миллиардов долларов. Если цены поднимаются на 40 долларов, это добавляет, значит, 70 миллиардов долларов. То есть это помогает, но это не решает проблемы выплаты долгов и только на несколько месяцев оттягивает те проблемы, которые существуют.



Юрий Жигалкин: Как вы считаете, может ли экономическая ситуация отразиться на способности Москвы следовать важному постулату своей внешней политики, то есть пытаться противостоять Соединенным Штатам?



Михаил Бернштам: Активная внешняя политика, особенно самоуверенная внешняя политика, возможна при экономической независимости. Я оставляю в стороне вопросы ядерного шантажа, для которых нужен идеологический фанатизм, - слава богу, этого нет с середины 80-х годов. Экономическая самостоятельность в 2000-е годы была. В 90-е годы ее не было, в 2000-е годы она была, и это позволяло России вести такую самоуверенную, иногда даже агрессивную внешнюю политику. Сейчас Россия экономической самостоятельности не имеет, потому что она зависит от двух факторов: от благоволения западных кредиторов и от мировых цен на нефть и другие природные ресурсы. В свою очередь, западные кредиторы сейчас – банки и другие финансовые учреждения – находятся в состоянии краха и зависят от западных правительств. Поэтому сейчас фактически Россия в финансовом и экономическом отношении зависит от доброй воли западных правительств. И, соответственно, в этой ситуации ссориться с ними и вести какую-то самоуверенную внешнюю политику для России было бы самоубийством.



Юрий Жигалкин: Таковы новогодние предсказания американских аналитиков.


XS
SM
MD
LG