Ссылки для упрощенного доступа

Социологи об итогах 2008 года


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Тамара Ляленкова.



Кирилл Кобрин: Традиционно на Новый год принято подводить итоги - вспоминать удачи и промахи, строить планы на будущее. О том, какие настроения преобладали в прошедшем году и какие надежды россияне возлагают на 2009 год, выясняла Тамара Ляленкова.



Тамара Ляленкова: Как правило, осторожные россияне, поднимая бокал с новогодним шампанским под бой курантов, загадывают, чтобы ситуация не ухудшилась. Втайне каждый надеется, что следующий год принесет новые достижения, материальные или личного характера. Каковы были эти ожидания и что беспокоило россиян год назад, я попросила вспомнить заведующего отделом социально-политических исследований Левада-центра Бориса Дубина.



Борис Дубин: Год назад ситуация была такая по опросам общественного мнения. С одной стороны, экономическая ситуация, жизнь семьи жизнь страны, жизнь отдельного человека, в общем, выглядела относительно благополучной. Все-таки были большие вливания финансовые, связанные с выборами, и уже прошедшими, и предстоящими президентскими. Поэтому в целом ситуация экономическая, и россияне это чувствовали, выглядела весьма благополучной. И в этом смысле обычно такой самый популярный ответ у россиян - «лишь бы не было хуже» - в данном случае он имел немножко другую подоплеку. Люди почувствовали относительный рост благополучия. Относительный, конечно, но более-менее во всех группах. Что касается политики, то ожидания россиян были связаны с предстоящими выборами, и, соответственно, вопрос о преемнике определял политические горизонты на тот момент.


Прошел год, но за год много что изменилось. И в особенности, конечно, изменилось, начиная с лета. Это прежде всего кавказская война. А потом, уже начиная с сентября, а потом в октябре, а потом в ноябре - это кризис финансовый. Поэтому ситуация на нынешний день такая: по крайней мере по 15-20, даже, пожалуй, 25 процентам семей уже кризис ударил напрямую, то есть сократились зарплаты, людей уволили… Короче говоря, этот год оказался для них чрезвычайно более трудным, чем они ожидали год назад. Ситуация совсем другая. Пока что она не коснулась актуальных политических оценок, россияне не видят сейчас серьезных изменений к худшему в политике, но вот как раз доля тех, кто ожидает, что в ближайшие месяцы может произойти ухудшение в политической сфере, тоже чрезвычайно выросла за последние месяцы. Поэтому относительно политики как раз оценки сегодня ровные, нормальные, какими они были и раньше, а вот ожидания на будущее уже тревожные.



Тамара Ляленкова: Прошедший год можно разделить на две весьма неравные части. Однако даже в благополучный период, как отмечают социологи, индекс социальных настроений не вполне соответствовал степени этого благополучия. О нынешней ситуации рассказывает руководитель отдела Левада-центр Марина Красильникова.



Марина Красильникова: Стало хуже, на самом деле, пока незначительно, потому что проблемы в экономике, кризисные, только в последние два месяца действительно затронули очень широкомасштабно все население страны. До этого момента ухудшения в финансовой сфере практически не затрагивали основную часть населения страны, просто потому что они не входят в сферу интересов основной части населения страны.



Тамара Ляленкова: А можно сказать что до того момента, когда финансовый кризис стал экономическим, до этого момента развивалось все достаточно успешно, и ожидания россиян, которые были в конце 2007 года, они оправдывались, ситуация не ухудшалась, а улучшалась?



Марина Красильникова: У нас есть такой показатель - индекс социальных настроений, и этот показатель все последние годы потихонечку рос. Весной нынешнего года он достиг своего исторического максимума за более чем 10 лет наблюдений. Затем началось снижение общественных настроений, которое было ожидаемо в тот период вне зависимости от экономической ситуации, поскольку всплеск общественных настроений весной был связан с электоральным циклом, и всегда вслед за этим всплеском следовало некоторое его снижение. Однако, несмотря на значительный экономический рост и признаваемое нашими респондентами постоянное улучшение жизни российских семей, в целом индекс социальных настроений рос не такими значительными темпами, как можно было бы ожидать. В декабре нынешнего года мы зафиксировали очень серьезное падение индекса социальных настроений, сопоставимое с его падением в сентябре 1998 года. И самое важное, что мы отмечаем в нынешних общественных настроениях, - это особенно заметное снижение ожиданий на будущее. При этом пока оценки текущей ситуации, прежде всего текущей личной ситуации, тоже заметно ухудшаются, но все же в меньшей степени, чем ожидания. Более половины, там 53 процента населения, говорят о том, что трудные времена у нас еще впереди, и это достаточно тревожный показатель.



Тамара Ляленкова: Неуверенность в завтрашнем дне в условиях экономического кризиса вполне понятна, однако праздник, тем более любимый у россиян, предполагает иное, отличное от будничного состояние. Чем отличается настроение конца этого года, я попросила рассказать президента Национальной федерации психоанализа Михаила Решетникова.



Михаил Решетников: Настроение новогоднее. Его специфика состоит в том, что оно раздраженно-приподнятое. Вот есть такое внутреннее напряжение и раздраженность, и она чувствуется. В более спокойные годы люди воспринимают Новый год с большим воодушевлением. Корпоративы проходят как-то тускловато. Те, кто на них ходит, говорят, что какие-то они стали приспущенные. И на этом фоне жизнерадостные улыбки людей, которые вообще не сходят с экрана телевизора, вызывают не просто раздражение, а полное отторжение.



Тамара Ляленкова: Может быть, в семейных отношениях это отразится новогоднее настроение?



Михаил Решетников: Я уверен, что как раз на семейных отношениях это отразится позитивно. В любом кризисе есть позитивная сторона и негативная сторона. Мы погрязли в долгах, мы погрязли в коллективной нечестности в отношениях, мы погрязли в погоне за прибылью, мы погрязли в том, что деньги решают все. И сейчас для того, чтобы, в принципе, сохранить себя как личность, главное - это, конечно, опора на семью.



Тамара Ляленкова: Итак, вольно или невольно, но загаданные под бой курантов, возвещающих наступление нового 2009 года, желания станут скромнее, а семейные ценности - ценнее.


XS
SM
MD
LG