Ссылки для упрощенного доступа

Что такое Новый год для средней российской семьи


Ирина Лагунина: Что такое Новый год для средней российской семьи - повод повеселиться или повод устроить настоящий семейный праздник? Многие ли привыкли встречать Новый год с семьей? У микрофона Татьяна Вольтская.



Татьяна Вольтская: В нашей жизни все немного не так. Вот, например, елка - она для нас новогодняя, хотя на самом деле - рождественская. Но так уж сложилась в российской истории, что большевики успешно подменили религиозный праздник светским, и теперь, вследствие почти вековой привычки, для нас елка и Новый год - практически синонимы, а о Рождестве только начинают вспоминать. Что ж, будем исходить из того, что есть - из некой контаминации Нового года и Рождества, которая, похоже, является для большинства самым ярким и любимым праздником. Раньше он был, безусловно, семейным: да и как, где подарить подарки детям, как не под домашней елкой? Но сегодня у меня создается впечатление, что семейный характер Новогоднего праздника все-таки размывается - во всяком случае, далеко не все считают его семейным. Ане Алексеевой 21 год, и вот что она отвечает на вопрос, семейный ли для нее праздник Новый год.

Анна Алексеева: У нас нет. У нас никогда не было семейным праздником. Наверное, потому что и для нас, для детей, мы думаем, куда бы уйти из дома, в какую компанию. Наверное, это происходит из-за того, что у нас в семье изначально была ценность больших компаний, большого количества людей и Новый год был как еще один из праздников, благодаря которому ты можешь собрать народ или собраться у народа. Когда мы были маленькие, это был семейный праздник, но у нас было много семейных праздников, это было большое количество народу, которые с нами гуляли.

Татьяна Вольтская: А детские семейные праздники запомнились, и вообще - это было хорошо?

Анна Алексеева: Там было много ярких вещей. Например, мы спектакли ставили совершенно замечательные. Но это был один из организованных спектаклей. Там еще были импровизированные спектакли, насколько я помню. И когда мы были маленькие, всегда было предновогоднее настроение, с утра подарки получали, не под елкой, это всегда было утреннее мероприятие. 1 января под елкой, к утру лежали подарки – это был такой особый момент. Потом попозже у нас перешло в другую традицию получения подарков. Всем стало понятно, что Деда Мороза не бывает.



Татьяна Вольтская: Крушение Деда Мороза вы пережили?



Анна Алексеева: С трудом, но пережили.

Татьяна Вольтская: Аня учится в высшей школе экономики, она будущий социолог, в сфере ее студенческих научных интересов оказались малообеспеченные семьи, некоторые из них уже пригласили ее праздновать с ними Новый год. Как вы думаете, Аня, по вашим наблюдениям, бедность противопоказана для веселого семейного праздника или нет? Зависит праздник от средств?

Анна Алексеева: Вот это абсолютная вещь, которая со средствами никак не связана. Есть такие семьи, в которых средств мало, они вместе собираются и делают все, чтобы устроить праздник, дни рождения, детям дни рождения, Новый год. Заготовки летние, которые связаны с выращиванием еды.



Татьяна Вольтская: Праздники внутри, а не снаружи.



Анна Алексеева: Да, конечно. У нас было немного денег, но не чувствовалось никогда и Новый год был намного лучше, чем сейчас.

Татьяна Вольтская: Представления о празднике Нового года как о семейном трансформируются со временем не только у студентки Ани, но и вполне зрелого человека Елены Стародубовой.

Елена Стародубова: Новый год праздник светский, можно его праздновать на свое усмотрение. Я люблю, чтобы это был шумный и веселый праздник.



Татьяна Вольтская: А с родителями встречаете или нет?



Елена Стародубова: Не получается совмещать. Вообще с удовольствием бы встречала и с родителями, чтобы никого не обидеть, и их тоже, но поскольку уезжаем, то в последнее время получается без родителей. Всегда сначала отдавала дань, мне и самой было приятно с ними посидеть, чтобы своей семьей оказались в эти минуты вместе. Я люблю, чтобы был шумный праздник Новый год.



Татьяна Вольтская: А теперь как встречаете?



Елена Стародубова: Привыкли за городом встречать. Что-то в этом есть. Выезд из города, снег, выход в новогодние минуты в пространство большое, костер.



Татьяна Вольтская: Но это тоже семьями встречают друзья или нет или это сборная команда?



Елена Стародубова: В этом году поедут с нами дети. Моя дочка со своим мальчиком и я этому очень рада, что мы своей маленькой семьей. Дочка захотела как раз, я этому очень рада. Вытащить на дачу родителей сложно, а остаться из-за них в городе не хочется. Поэтому Рождество скорее всего с ними отметим, а Новый год нет.



Татьяна Вольтская: А ваши друзья, они семьями тоже встречают?



Елена Стародубова: Те, кто туда приезжает, семьями, но тоже своими, без старшего поколения. Когда ребенок был маленький, мы в основном Новый год справляли дома с родителями, еще родители мужа приходили. Дедушка сочинял стихи, изображал из себя волка, бабушка шила костюмы. Они даже какое-то новогоднее представление устраивали. Мы организовывали хозяйственную часть, подарки, стол, чтобы все красиво выглядело, чтобы ребенок запомнил как таинственный праздник. Дедушка сочинил пьесу про какого-то серого волка, лисичку хитрую, которые все время прячут Новый год, наконец его находят. Все традиционно. Для маленького ребенка это все равно сюрприз. Я помню, как с Жениной работы пришел сотрудник, переодевшись Дедом Морозом, с подарками. Маша его не узнала, хотя хорошо знала в быту. Он ее на руках подбрасывал. Она достаточно эмоциональный ребенок, восторженный и она, конечно, была поражена Дедом Морозом. Потом Дед Мороз сказал: Машенька, а вот теперь почитай стишки, дедушке приятно будет услышать. Маша с хорошей памятью выучила стихи книгами с помощью бабушки, Дедушка Мороз чуть не растаял. Следующие дети, которые были на очереди, его заждались явно. Это было смешно, потом нам рассказывал, как он мучился.

Татьяна Вольтская: И все же больше всего запомнился Новый год без семьи.

Елена Стародубова: Когда мы были студентами, снимали в Солнечном садоводстве дом на зимний период времени и большой компанией, было минус 28 градусов, мы на санках волокли огроменные колонки, установили, затопили печь. Еще до Нового года включили какую-то громогласную музыку, которая играла на пол садоводства. Потом открывали шампанское на улице, с песнями, с танцами, с шампанским. Пельмени варили всю ночь. Потом пошли на берег залива, спрятались в крепости, женская половина компании, мужчины атаковали крепость со снежками, взяли крепость с боем. Потом там опять распивали шампанское. Они с порабощенными женщинами возвращались гордо домой. Было ужасно весело. Вот это запомнилось. Несмотря на мороз трескучий, была настоящая зима с яркими звездами, с искрящимся снегом, с луной, вокруг которой был даже ободок. Была хорошая теплая компания.

Татьяна Вольтская: Семейный ли праздник Новый год - это вопрос я задала и 19-летней Оле.

Ольга: Мне кажется, Новый год, его нужно встречать с теми, кто тебе ближе всего. Я проводила Новый год со многими людьми. Для меня лучше Новые годы были, когда мы были на даче. Один раз мы встречали Новый год в центре города. Это был самый худший Новый год. И с тех пор я решила, что Новый год в городе с людьми, которых ты не знаешь, - это, пожалуй, самое худшее. Новый год надо встречать не то, что с семьей, а с самыми близкими людьми, с друзьями, с родителями, то есть с теми, кого ты любишь.



Татьяна Вольтская: То есть, я так понимаю, и с семьей, и с друзьями.



Ольга: С теми, кто тебе ближе всего.



Татьяна Вольтская: А есть ли новогодние праздники, которые запомнились больше всего?



Ольга: Наверное, запомнились, которые были в детстве, которые были на даче. Приезжаешь, снег, идешь в валенках по льду куда-то на остров, вокруг снег, звезды видно, что в Питере посреди зимы не видно. Никого вокруг нет.



Татьяна Вольтская: Родители старались, чтобы вам было хорошо?



Ольга: Мне кажется, родители и старались.



Татьяна Вольтская: А бабушка с дедушкой с вами были?



Ольга: Бабушки, дедушки с нами были. Я помню, когда были совсем маленькие, мы устраивали какие-то спектакли. Играли подвиги Геракла. Дедушка был царем, Геракла не было. Мы играли гидру. Где-нибудь за неделю собирались: давайте сыграем спектакль. Скорее родители решали, а нам было радостно играть какие-то спектакли. Конечно, Новый год нам делали родители.



Татьяна Вольтская: Когда у тебя будут дети, ты постараешься воспроизвести эту модель праздника?



Ольга: Да, я, конечно, постараюсь воспроизвести эту модель праздника, может придумаю что-то от себя и он станет еще лучше, наверное.



Татьяна Вольтская: Это будет тоже семейный?



Ольга: Да, семейный и с какими-то друзьями близкими, как с теми же детьми, с которыми я встречала Новый год в детстве.

Татьяна Вольтская: А вот для 18-летней Лены из маленького города Кондопоги Новый - это чисто семейный праздник.

Лена: У нас Новый год всегда был семейным праздником. Когда мы стали старше, то с двоюродным братом часа три проводили с родителями, всегда Новый год встречали вместе с семьей, а потом уже уходили к друзьям. Главная часть все время с родителями.



Татьяна Вольтская: Там, где вы живете, это исключение или всегда так?



Лена: Многие мои друзья тоже встречают с родителями, потом собираются компаниями. То есть нет такого, что дети встречают без родителей.

Татьяна Вольтская: У Лены есть молодой человек, Георгий, для него Новый год выглядит несколько иначе.

Георгий: Необязательно, что он будет семейным, потому что встречают так, как хочется его встречать. Хочется и с родителями, у нас было сначала с родителями, потом уходили. Сейчас по большей части последние несколько лет, что изначально собираемся у кого-то, не с родителями. Хотя может быть и с родителями было бы неплохо. По большей части это не такой семейный праздник, как для многих людей.

Татьяна Вольтская: А как отмечают этот праздник немецкие семьи? Говорит наш берлинский корреспондент Юрий Векслер.

Юрий Векслер: Для начала маленький ликбез: встречать Новый год – такого выражения в немецком нет, вместо него есть праздновать Селивестр. Селивестр – это на латыни лесной человек. Далее углубляться не будем. Встреча Нового года, конечно же, семейный праздник и подавляющее большинство немцев празднуют его, как и Рождество, дома, родном городе. Может быть этому домашнему празднованию способствует то, что детские сады и школы закрыты, а может быть они для того и закрыты, чтобы семья смогла собраться в новый год. Но в немецкой традиции встречи Нового года есть своя важная особенность: незадолго до полуночи большинство празднующих дома с семьей выходят на улицу для того, чтобы в полночь устроить фейерверк, боеприпасы для которого официально продаются только с 29 декабря. Все эти ракеты, петарды и прочую пиротехнику разрешается использовать по назначению только 1 января, второго же, в более строгих католических землях на нарушителя могут заявить в полицию. При таких строгих рамках и дети, и взрослые стараются максимально использовать однодневное право пострелять и палят от души так, что звонящие в полночь колокола церквей бывает очень трудно расслышать. Каждый год, как правило, в Германии устанавливается новый рекорд по объемам закупки населением пиротехники. Многие берут с собой на улицу шампанское и бокалы, так что и вылетающие пробки, и звон бокалов также участвуют в этом уникальном саундтреке. Считается, что всеобщий фейерверк прогоняет злых духов, но что он точно делает – до полусмерти пугает домашних животных, собак и кошек, которые стараются забиться в шкафы и вообще куда-нибудь подальше от всего этого. Всеобщая любовь и зажита животных однако никого не останавливает. После стрельб многие возвращаются к своим столам и телевизорам. Есть однако немало мест, где люди остаются праздновать на свежем воздухе и дальше. В Берлине это Брандербургские ворота, у которых уже 12 лет после падения Берлинской стены собирается до миллиона берлинцев туристов из разных стран. Это самая большая новогодняя вечеринка в мире с разнообразными концертными программами, аттракционами и едой всех стран и народов. Привычный для России символ Нового года елки, как правило, после Рождества лежат в большом количестве на улицах городов и никакого отношения к встрече Нового года не имеют.


XS
SM
MD
LG