Ссылки для упрощенного доступа

Скрипка в жизни народа





Марина Тимашева: У нас теперь на дворе новогодние каникулы. Но культура праздника, как и многие атрибуты традиционной жизни, утрачена. Поговорим о скрипке. Слово - Тамаре Ляленковой.



Тамара Ляленкова: Считается, что славянское народное творчество сохранило в себе черты архаики, в то время как большинство европейских народов безвозвратно утратили ее. Однако реконструировать музыкальную жизнь российской деревни, даже 70-ти летней давности, довольно-таки трудно, хотя бы потому, что в народных ансамблях активно участвовала скрипка. Традиция эта среди женского населения не прижилась, а потому угасла вместе с последним мужчиной - деревенским скрипачом. Я попросила фольклориста, музыканта Сергея Старостина рассказать, что это был за инструмент, и как на нем играли.



Сергей Старостин: В деревнях встречались трофейные скрипки в большом количестве, в том числе, сделанные по лекалам Гварнери и Страдивари. На них играли деревенские музыканты. Весьма их ценили за качество.



Тамара Ляленкова: Они как-то перестраивали эти скрипки, как-то переделывали?



Сергей Старостин: В общем-то, нет. Другое дело, что вот смоленская традиция, на мой взгляд, более развита, она более европейская. Во-первых, существовали деревенские ансамбли скрипачей, где играли и за басы скрипки, а первая скрипка вела мелодию, причем, достаточно виртуозно. Практически никто из музыкантов не держит скрипку классически. По большей части скрипку прижимают к груди, либо вообще даже к животу, держат очень низко, упираясь левой рукой, локтем, потому что от деревенского скрипача не требуется особой виртуозности и позиции - не четвертой ни пятой, никакой. Таким образом, он играет эти свои наигрышы, что весьма напоминает то, как играли на гудке.



Тамара Ляленкова: О том, какой инструмент послужил прообразом скрипки, а также об особенностях игры на ней я попросила рассказать скрипача Назара Кожухаря.



Назар Кожухарь: Безусловно, как ее держать имеет большое значение. Если говорить о деревенской скрипке, есть такое английское слово фидл - это скрипка такая народная, и даже иногда так и обычную скрипку называют. А ренессансный есть инструмент - фидель. Мы считаем, что рождение скрипки это где-то конец 16-го века. То есть вся музыка, которая написана раньше, она может исполняться на каких-то инструментах похожих на скрипку, тот же фидель, ребек или какие-то виолы, которые держат подобным образом, как скрипку сегодня, но они, конечно, по-другому настраиваются, по-другому выглядит сама конструкция инструмента. Скрипка - это выдолбленные две линзы, скажем так, они резонируют друг против друга, а ранние инструменты, вот эти фидлы, это плоские деки, они просто склеены, у них варьируется строй, разное количество струн, разной высоты может настраиваться инструмент, можно легко перекрутить колки и настроить по терциям или по квартам, или опустить строй, если какой-то инструмент или голос низкий, и так далее.



Тамара Ляленкова: Сергей Старостин продолжает разговор о деревенской скрипке.



Сергей Старостин: Если вернуться к скрипке западнорусской, то она, конечно, особая, она сопрягается с локальной культурой, более того, она сопрягается с обрядовой традицией, в частности, скажем, со свадьбой.



Конечно же, скрипка была главным ведущим инструментом на свадьбе в западной традиции, скрипка иногда плакала за невесту. На скрипке некоторые спецы исполняли просто плач. Кроме того, была уличная музыка, когда мужики ходили от одной деревни к другой, ходили показать, что они тоже есть, что они тоже хороши. Естественно, как показать свою хорошесть? Можно хорошего взять с собой скрипача, голосистого парня – скрипач играет, а голосистый парень поет припевки.



По деревне я иду, собаки лают на беду,


Собакам - хлеба ломоток,


А девкам - красненький платок.




Тамара Ляленкова: Рассказ о воинском духе скрипки продолжает скрипач Михаил Корзин. В его репертуаре - старинная крестьянская музыка.



Михаил Корзин: Кулачники шли со скрипичными скобарями, там со скабрезностями, повышая дух свой и, зачастую, это было как раз на контрасте, когда скрипочка улюлюкает, давая женственность какую-то в звуке инструмента и такую мужскую персонификацию звуковых перекличек, когда они приближались. На музыкантов конечно вето было. И до сих пор я с этим сталкивался, бывали случаи, когда и с криминальным миром напрямую жизнь сталкивает, волей неволей, бывает, даже с авторитетами. Не трогают. Закон - музыкантов не бей.


XS
SM
MD
LG