Ссылки для упрощенного доступа

Истории Запада и Востока. Последний обязательный призыв в армию в Польше


Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Варшаве Александр Лемешевский.



Евгения Назарец: В Польше в минувшем 2008-м году состоялся последний обязательный призыв в армию. С нынешнего года «Войско польское» становится полностью профессиональным.



Александр Лемешевский: «Я – солдат Польской армии, присягаю верно служить Польше, охранять ее независимость и границы, стоять на страже Конституции, беречь честь польского солдата, защищать военные знамена. За Родину свою, когда она позовет, крови собственной и жизни не пожалеть. И да поможет мне Бог!» - слова присяги солдата Польской армии в нынешнем году произнесут уже гораздо меньше поляков, которым исполнилось 19 лет. Хотя воинская обязанность в Польше существовала многие столетия, например, в Средневековье она касалась исключительно высшего дворянства и дворянства более мелкого – знаменитой шляхты. В конце X VIII века, когда Речь Посполитую разделили между собой три соседние империи - Россия, Австрия и Германия, новые власти начали забривать в солдаты уже не только шляхту, а всех, кого хотели, и кто годился.


Примерно так призыв в польскую армию выглядел и в ХХ веке, однако в первой декаде века нынешнего ситуация кардинально изменилась.



Богдан Клих: Со следующего года, с января, принудительно в польскую армию брать никого не будут. В октябре 2009 года в казармах нашей армии не останется солдат срочной службы. Таким образом, мы стремимся к тому, чтобы претворить в жизнь заявление господина премьер-министра о том, что Польша будет иметь полностью профессиональную армию.



Александр Лемешевский: Заявил в Сейме министр обороны Польши Богдан Клих. Планы правящей партии сразу же подвергла критике оппозиция в лице депутата партии «Право и справедливость» Павла Коваля.



Павел Коваль: Профессионализация армии - это длительный процесс! Нужно подготовить десятки тысяч офицеров и солдат, способных действовать совместно с армиями других стран НАТО. Такой детальный план подготовки нужно было представить заранее. Это должен быть солидный план, чтобы мы могли оценить, удастся ли его воплотить в жизнь в течение года или двух лет, или же нет.



Александр Лемешевский: Требования оппозиции, которая также хотела сделать армию профессиональной, но на два года позже, не были выполнены, а план все же начали претворять в жизнь. Сегодня почти 40-миллионная Польша располагает 150-тысячной армией, примерно половину численности которой составляют солдаты срочной службы – служат они 9 месяцев. Теперь армия будет насчитывать 120 тысяч военнослужащих – профессионалов. Министр Богдан Клих.



Богдан Клих: Автоматически, те, кто не хочет служить в армии, в военных билетах будут получать пометку – так называемый «урегулированный статус», и никто их в армию силой тянуть не будет.



Цезарий Симеон: Призывники, родившиеся в 1989 году, будут призваны в армию. Это около 270 тысяч молодых мужчин, из которых только 70-75 тысяч попадут в армию, поскольку большего количества солдат просто не требуется.



Александр Лемешевский: Говорил весной минувшего года полковник Цезарий Симеон из Министерства обороны Польши.


По стечению обстоятельств, 23-летний призывник Марцин Ясиньский из города Пястув стал важной фигурой в истории польской армии – он оказался последним юношей, призванным в вооруженные силы по закону. Сейчас Марцин думает о том, чтобы продолжить службу в сухопутных войсках, куда его отправили.



Марцин Ясиньский: Это шанс на будущее, и я кончено же хотел бы остаться в армии дальше!



Александр Лемешевский: Между тем «дембель», а по-польски «резервиста», Мариуш Янак рад, что еще «успел послужить» в армии.



Мариуш Янак: Я счастлив. Потому что многие теперь уже не переживут этого, не увидят, как на самом деле выглядит армия, и от этого только потеряют!



Александр Лемешевский: Не все молодые поляки и не всегда так думали. Во времена социалистической Польской Народной республики, точно также, как и в СССР, уклонение от воинской обязанности жестоко каралось. Вспоминает известный польский музыкант Мацей Маленьчук.



Мацей Маленьчук: Я объявил голодовку, когда меня призвали. Но в армию все равно меня затащили. Тогда уже в казарме я отказался нести военную службу, и мне дали два года!



Александр Лемешевский: В Польше, как и в других странах, где существовала или все еще сохраняется всеобщая воинская повинность, разумеется, было и понятие «косить от армии». Теперь, по словам врача медкомиссии Ярослава Новака, это уже история.



Ярослав Новак: Важно, чтобы все призывники узнали и поняли, что не нужно уже выдумывать несусветные истории и прибегать к неизвестно каким трюкам, чтобы получить статус негодного к воинской службе по состоянию здоровья. Никто ведь не может предсказать, возможно, в будущем вдруг захочется пойти в профессиональную армию, или в другие структуры, требующие хорошего здоровья, а у вас уже бумага – «не годен»!



Александр Лемешевский: Дело в том, что как таковой призыв в армию в Польше формально сохранится. Но военкоматы теперь будут лишь организовывать прохождение медкомиссий и заниматься сбором данных о количестве поляков, годных к военной службе в военное время.


XS
SM
MD
LG