Ссылки для упрощенного доступа

Франция и Египет предлагают свой путь разрешения палестино-израильского конфликта


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Париже Семен Мирский.



Александр Гостев: Вчера мировые информационные агентства процитировали, в общем, сенсационное заявление президента Франции Николя Саркози, что Израиль и палестинцы все-таки приняли мирную инициативу, выдвинутую накануне президентом Египта Хосни Мубараком. Однако на заседании кабинета министров Израиля было принято решение продолжать военную операцию «Литой свинец». Хотя одновременно руководство страны выразило готовность принять предложения президента Франции и Египта за основу будущих переговоров. Сейчас с нами на связи международный обозреватель Радио Свобода в Париже Семен Мирский.


Семен, в чем же суть этих предложений Николая Саркози и Хосни Мубарака?



Семен Мирский: Начнем с того, что авторы плана – президент Франции Николя Саркози и Египта Хосни Мубарак – не представили четкого плана выхода из кризиса, последовав в этом классическому правилу дипломатии, гласящему, что в крайне трудных и запутанных ситуациях предложения следует формулировать таким образом, чтобы каждая из сторон могла видеть в этом плане нечто выгодное для себя и дать согласие на участие в переговорах даже с заклятым врагом, что мы имеем на сегодняшний день. Но коль скоро колесо дипломатического процесса запущено, надежды будут возлагаться на динамику процесса. Как говорится, лиха беда начала. Вот ключ этого подхода в формулировке Николя Саркози: мы стремимся к тому, чтобы ни одна из сторон не была унижена и ни одна из сторон не потеряла лицо.


Что же касается конкретного ответа на ваш, Александр, вопрос о сути предложений президентов Саркози и Мубарака, то назову только следующие главные моменты. В качестве начальной меры предусмотрены серии прекращения огня, каждая продолжительностью в три часа, позволяющие эвакуацию раненых и доставку наиболее экстренной гуманитарной помощи. Эти пусть и краткосрочные, но в общем и целом соблюдающиеся прекращения огня должны стать прелюдией к организации коридоров гуманитарной помощи.


Что же касается политической части плана, то в Каире под эгидой египетского президента предусмотрена целая серия встреч на высоком и высшем уровне, одна из которых проходит в момент нашего выхода в эфир. Делегация Израиля, которую возглавляет Амос Геляд, начальник военно-дипломатического отдела израильского Министерства обороны, ведет переговоры с представителями Египта и Палестинской автономии Махмуда Аббаса. Параллельно египетские дипломаты принимают делегацию ХАМАСа на предмет выработки условий стабильного прекращения огня, и это тоже часть плана Мубарака-Саркози. Кстати, находясь во вторник в Иерусалиме, Саркози сказал израильскому премьеру Ольмерту: «Если ХАМАС согласится прекратить пуск ракет по Израилю, тем лучше, а если нет, то вы сможете и дальше стрелять».


Далее, план предусматривает целый арсенал мер по прекращению контрабанды оружия и боеприпасов, переправляемых с территории Синайского полуострова, то есть из Египта, в сектор Газа через сотни тоннелей, прорытых активистами ХАМАСа. Николая Саркози заверил Мубарака, что он уже получил согласие руководства Евросоюза на отправку в район демаркационной линии между Египтом и сектором Газа международного контингента, миссия которого будет состоять в пресечении переправки оружия, поступающего из Ирана в сектор Газа через Синай. Кстати, Нидерланды и Дания уже выразили свое согласие на отправку контингентов в рамках такой миссии Евросоюза. Параллельно руководство Палестинской автономии заявило о своей готовности вести переговоры с представителями ХАМАСа. Вот общие параметры плана Саркози-Мубарака.



Александр Гостев: Николя Саркози за последний год приобрел репутацию безусловно активного и относительно успешного посредника при разрешении сложных международных конфликтов. Как политики и общественность Франции сейчас оценивают его шансы добиться мира на Ближнем Востоке? И еще один вопрос. Вообще, на чью сторону в нынешнем конфликте больше склоняется французская политическая элита?



Семен Мирский: С одной стороны, никто во Франции не столь наивен, чтобы серьезно полагать, что благодаря стараниям их неутомимого президента именно сейчас, когда Израиль, как мы слышали, находится под обстрелом, не только с юга, но и с севера, с территории Ливана, именно сейчас на Ближнем Востоке будет установлен мир. Но в успех плана, имеющего более скромные амбиции – не мир, а всего лишь прекращение огня, пусть и стабильное, здесь верят очень многие. У Николя Саркози репутация человека, которому сопутствует везение почти во всем, за что он берется. В этой связи, кстати, нередко упоминается его посредничество в конфликте между Россией и Грузией. Что же касается вашего второго вопроса, Александр, то я вижу, что самый трудный вопрос вы приберегли напоследок. Итак, французская политическая элита традиционно известна своими проарабскими настроениями, и ее симпатии в нынешнем конфликте не являются исключением из правила. Но элита эта неоднородна и в лице Саркози Израиль имеет, по собственным словам, французского президента и верного друга. Израиль, как и всякое государство, имеет, по словам президента Франции право зашищать собственную территорию и жизнь своих граждан. Но именно из уст Саркози лидером Израиля приходится выслушивать порой весьма нелицеприятное мнения о действиях еврейского государства. И почему план Саркози-Мубарака имеет определенные шансы на успех.


XS
SM
MD
LG