Ссылки для упрощенного доступа

Общественные настроения в Израиле времен вооруженного конфликта в секторе Газа


Израильские солдаты возвращаются из сектора Газа, январь 2009
Израильские солдаты возвращаются из сектора Газа, январь 2009

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Елена Фанайлова.

Андрей Шарый: Об общественных настроениях в Израиле времен вооруженного конфликта в секторе Газа я беседую с моей коллегой Еленой Фанайловой, которая сегодня вернулась из рождественской поездки в Тель-Авив и Иерусалим.

Вы вернулись из прифронтовой страны, это ощущение есть в больших израильских городах?

Елена Фанайлова: Абсолютно нет. Можно сказать, что, скорее, Россия находится в состоянии постоянной войны кого-то с кем-то - народа с милицией, государства со своими гражданами и так далее. Израиль чрезвычайно спокойно и сдержанно проводит эти дни. Обстановка несколько изменилась только тогда, когда были введены войска в сектор Газа, вот тогда стало меньше народу на улицах, не так оживленно по вечерам. Еще Новый год, ощущение праздника чувствовалось 1-го числа, а я наблюдала в 20 минут первого на улице Аленбе, это центр Тель-Авива, антивоенную демонстрацию: около 50 человек довольно богемного вида, молодежи 18-20 лет, вышли с плакатами, скандируя: «Дети во всем мире должны жить мирно!»

Андрей Шарый: Израильский ОМОН разогнал их дубинками?

Елена Фанайлова: Абсолютно спокойно израильский ОМОН, израильская полиция наблюдала эту картину. Я попыталась представить такой сюжет в Москве - безусловно, если бы такая демонстрация молодых людей (а судя по всему, это были студенты каких-то гуманитарных вузов) появилась на центральной улице Москвы, она тотчас же была бы как-то упакована в «воронки». Полиция совершенно спокойно наблюдала за этим митингом. Равно, впрочем, через несколько дней так же спокойно полиция наблюдала и за проправительственным митингом, который состоялся на площади Ицхака Рабина, это площадь, на которой он был убит, и памятник ему там установлен. И там собралось около 300 молодых людей, которые как раз скандировали проправительственные лозунги. Как мне объяснили, это были правые молодежные активисты.

Андрей Шарый: С чем вы связываете это спокойствие? С тем, что Израиль уже не первое десятилетие живет, или израильтяне живут, в таких вот полувоенных условиях?

Елена Фанайлова: Это люди, которые привыкли находиться в состоянии постоянной мобилизации, причем даже внутренней мобилизации. Они, например, совершенно спокойно, вот русские израильтяне спокойно отнеслись к тому, что их дети-резервисты отправились сейчас в армию, как только войска вступили на территорию сектора Газа. А потом, я думаю, это чрезвычайно консолидированное гражданское общество, и они отдают себе отчет в том, что там происходит. Они, как ни странно это звучит, притом что кто-то из них правый, кто-то левый, в компаниях могут быть безумные совершенно споры, но они вместе со своим правительством. Они понимают, что сектор Газа – это такая точка, это проблема, которая должна быть решена, и, на самом деле, даже упрекают правительство в том, что оно недостаточно радикально действует.

Андрей Шарый: Есть ли антипалестинские настроения в израильском обществе, по вашим наблюдениям?

Елена Фанайлова: Я бы не сказала, что это выглядит так. Это невозможно назвать антипалестинскими настроениями. Скорее, я бы сказала, антихамасовские настроения, настроения антитеррористические. Нельзя сказать, что в городах какое-то обострение между арабским и израильским населением происходит. Хотя вот 5-6-го числа старый город был оцеплен, туристов туда уже не пускали, опасаясь провокаций. Старый город, он наполовину арабский, и святыни, места паломничества расположены в арабском квартале. И надо сказать, что паломников не убыло в эти дни, было довольно большое количество людей из европейских стран.

Андрей Шарый: Есть ощущение того, что израильтяне живут в осажденной крепости?

Елена Фанайлова: Этот мир, это общество представляется чрезвычайно, я бы сказала, свободным и уверенным в себе. И никакого чувства осады, мне кажется, там нет. Там есть ощущение проблемы, там есть ощущение вообще арабского мира окружающего как проблемы и ощущение некоторого недопонимания с западными странами. В частности, израильтяне, у меня было такое ощущение, испытывают некоторое чувство обиды, что западные страны не слишком их понимают и осуждают за жесткие действия.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG