Ссылки для упрощенного доступа

Вячеслав Лысаков: "Эта проблема - монополизация рынка - касается абсолютно всех нас"


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Вероника Боде.



Кирилл Кобрин : 15 января Высший Арбитражный суд Российской Федерации рассмотрит на своем заседании проект совместного постановления пленумов Высшего Арбитражного и Верховного судов России, посвященный толкованию четвертой части Гражданского кодекса. Эксперты отмечают, что 63-я статья этого проекта узаконивает действия таможни по массовой конфискации товаров, ввозимых в Россию без согласия правообладателя, и что результатом этого может стать монополизация ввоза импортных товаров, а стало быть, и ценовой произвол. С подробностями - Вероника Боде.



Вероника Боде : По свидетельству экспертов, в России царит таможенный произвол - определение того, коммерческой ли является партия товара, и можно ли расценить сам товар как контрафактную продукцию, отдано на откуп чиновникам. Часто незаконно конфискуют товары, которые ввозят представители малого бизнеса или частные лица. Причем речь не только об одежде или автомобильных запчастях. Известен случай, когда был конфискован на таможне томограф, предназначавшийся для детской клиники. Говорит Вячеслав Лысаков, лидер общественной организации автомобилистов «Свобода выбора».



Вячеслав Лысаков : Эта проблема - монополизация рынка - касается абсолютно всех нас. То есть западные компании в угоду собственным интересам хотят отстроить наш внутренний рынок таким образом, чтобы мы покупали все, любой товар, только у официальных дилеров, официальных дистрибьюторов и так далее. Мы сейчас стараемся делать все, чтобы все-таки исправить эту ситуацию таким образом, чтобы интересы наших потребителей, пользователей, покупателей не пострадали, чтобы мы могли покупать любой товар там, где мы считаем нужным.


У меня есть старенькая "Тойота". У нее очень своеобразная подвеска - пневмоподвеска. Вот эту стойку я могу заказать где-то за 250-270 долларов у независимых импортеров. И точно такая же стойка в фирме "Тойота" (официально, если я ее закажу) будет стоить 1 тысячу с лишним долларов. Скажите, пожалуйста, почему я должен давать "Тойоте" такие сумасшедшие деньги, когда я могу купить тот же самый товар законный, легальный у независимых импортеров?!



Вероника Боде : Эксперты уверены, что проблему нужно решать законодательно. Однако та инициатива, которая ожидается сейчас, по их мнению, только осложнит ситуацию. Слово Анатолию Семенову, советнику председателя подкомитета по экономике и инновациям комитета Госдумы по культуре.



Анатолий Семенов : Во всем международном законодательстве в любой стране действует принцип, что если товар, правомерно изготовленный и маркирован товарным знаком неким правообладателем, был продан, то после этого правообладатель теряет право на дальнейшую регламентацию, что можно делать с этим товаром. Именно международный принцип действовал в Российской Федерации до 2002 года. В 2002 году в результате решения Верховного суда было принято решение, что все-таки нужно изменить эту доктрину. И в Закон "О товарных знаках" было внесено изменение, что только товары, которые введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации, только они являются законными для потребителей в России. Речь идет о том, что фактически правообладатель товарного знака получил монопольное право указывать потребителю в конкретной стране - какой товар он имеет право купить. Если вы имеете право на товарный знак, вы, соответственно, можете монопольно указывать любому покупателю внутри Российской Федерации, которому вы не давали согласия, может он ввести этот товар, самостоятельно купив его в другой стране, или не может.


В 2008 году вступила в силу 4 часть Гражданского кодекса Российской Федерации. Вот это законодательство на данный момент, на наш взгляд, не содержит такого запрета. Однако, к сожалению, поскольку существует определенная инерция мышления наших таможенных органов и, в общем-то, юристов, которые привыкли обслуживать интересы иностранных правообладателей товарных знаков, эта инерция, к сожалению, сейчас выразилась в готовящемся постановлении пленумов Высшего Арбитражного и Верховного судов. Суды обусловили условия, что они все-таки разрешают ввоз, но не для коммерческих целей, то есть не для целей последующего отчуждения. Это означает, что каждый из вас, купив что угодно за границей, фактически теряет свое право собственности на этот купленный товар. Правомочие распоряжения, то есть права продать, передать, подарить, фактически будет изъято из этого права собственности, то есть привезя себе машину, вы не сможете ее даже поменять. Мы считаем, что недопустимо положение в правах собственности фактически всего населения Российской Федерации, в том числе малого и среднего бизнеса.



Вероника Боде : Это был Анатолий Семенов, советник председателя подкомитета по экономике и инновациям комитета Госдумы по культуре. Если ввозить товары в Россию смогут только официальные дилеры, это приведет к монополии и к росту цен, уверен Михаил Кулябин, президент общественной организации «Некоммерческое партнерство «Независимые импортеры»».



Михаил Кулябин : Если не будет конкуренции на этом рынке, монополиста ничто не заставит держать низкие цены и высокое качество. Уже сейчас при наличии хоть какой-то конкуренции, разница в ценах достигает в 2-3 раза на те же автомобильные запчасти. Если не будет этой конкуренции, то вообще верхней границы цены не будет никакой - вот сколько захочу, столько и объявлю. Потому что если ты купил машину, никуда не денешься, ты купишь эти запчасти и именно у меня. В плане качества - вас это коснется. Если бываете за границей, возьмите шампунь, возьмите зубную пасту, возьмите что угодно, привезите и сравните! Я уже не говорю про носки, которые вы купите за границей и которые вы купите у нас в магазине. Те можно носить целый год, а эти могут за месяц у вас в рванье превратиться. Вот это нам грозит.


Срок поставки запасных частей у дилеров составляет 2-3 недели. Я сейчас могу эти запчасти вам поставить из любой точки мира за 2-3 дня. У вас есть сейчас выбор. Если сейчас суды примут это решение, в будущем такого выбора не будет. Я не верю в то, что это будет 100-процентный запрет. Вот не верю просто, потому что я прекрасно знаю, как работает таможня. Контрабанды будет больше. Контрафакта будет больше, поскольку спрос будет расти. И таможня за деньги будет это пропускать в еще большем объеме. Эта ситуация будет похожа как с наркотиками. Наркотики запрещены, но они, в общем-то, продаются на каждом углу. Вот к чему это может привести.



Вероника Боде : Более 70 тысяч подписей россиян против устанавливающегося монополизма переданы в Высший Арбитражный суд Российской Федерации.



XS
SM
MD
LG